Categories: Общество

Выяснилась главная фобия жителей российских мегаполисов

Жители городов по-прежнему хотят иметь с домом как можно больше магазинов, спортивных центров и, в принципе, настроены на активную жизнь в обществе. При этом людей начинает напрягать проживание в однотипных высотках. Кто-то чувствует себя безликим существом, кто-то страдает из-за сопутствующих транспортных проблем.

Масштабное исследование, посвященное ощущениям маленького человека в большом городе, в конце октября провели ученые Высшей школы экономики.

фото: АГН «Москва»

больше всего в развитии своего города россияне боятся активного возведения так называемых человейников — однотипных 20–30-этажных высоток в густонаселенных спальных районах (по аналогии с муравейниками). В таких домах люди могут ждать лифт по 10–20 минут; общественный транспорт в час пик с трудом справляется с наплывом пассажиров; сантехник из управляющей компании может прийти после заявки через неделю-другую.

Все эти претензии родились не на пустом месте. С подобными неприятностями можно столкнуться не только в домах экономсегмента, но и в проектах высокого класса.

— Мы недавно собирались с коллегами на «круглый стол» в Москва-Сити. С отраслевыми экспертами ждали лифта 30 минут, чтобы подняться на 60-й этаж. Это было, мягко говоря, нехорошо, — говорит декан факультета городского и регионального развития Высшей школы экономики, один из авторов исследования Евгений Михайленко.

Не меньшая беда — психологическое восприятие самих себя. Жители человейников чувствуют себя обезличенными и мало что значащими винтиками в огромном механизме. «Особенно явно депрессивные ощущения проявляются у жителей регионов — москвичи давно привыкли к проживанию в домах выше 12 этажей, — поясняет Евгений Михайленко. — Если жилой комплекс состоит из нескольких зданий разной высотности — условно говоря, 30-, 15- и 6-этажек, людям гораздо приятнее. Есть на чем глазу отдохнуть».

Отдельный блок вопросов был посвящен оценке комфортности и эстетичности городской среды. Интересно, что большинству россиян (85%) нравится жить в своем городе, но не нравится (68%) — в своем доме.

Как снизить недовольство граждан? Существует два основных подхода к планированию. Первый описал в начале 2010-х годов урбанист Александр Высоковский, автор концепции локальных городских ядер, когда все сервисы (социальные, бытовые, развлекательные), необходимые в повседневной жизни, находятся в радиусе пешеходной (15-минутной) доступности для жителей района. В Москве, по оценкам экспертов, таких ядер — 120, но этого крайне мало, требуется минимум в полтора раза больше, утверждает Михайленко.

другой подход, завоевавший популярность на Запале, разработал колумбийский ученый Карлос Морена в 2016 году. Речь идет о том, что в городе все объекты в идеале распределяются равномерно. Какой бы фрагмент территории в рамках пешеходной доступности мы ни взяли, в нем должны быть и продуктовые магазины, в которых люди нуждаются каждый день, и театры-музеи, куда граждане ходят несколько раз в год, и даже уникальные элементы — например, цирки или культурно-природные заповедники типа «Царицына», «Коломенского», «Кускова».

Самый простой способ определить, соответствует ли город концепции Карлоса Морены, — положить на карту монетку с радиусом расстояния, которое человек проходит за 15 минут. Под этой монеткой в идеале находится все, в чем нуждается человек. Если передвинуть монетку на несколько сантиметров в любую сторону по карте, должно соблюдаться это же правило.

Добиться выполнения такого принципа в столице очень сложно — хотя бы в силу того, что огромное количество цирков и музейно-заповедных зон никому не нужно. Убытки понесут либо бизнесмены, либо представители власти, которые сочли необходимым дотировать познавательно-развлекательный сектор. А вот в Европе, где многие города достаточно компактны, это предписание как раз имеет место быть, но опять же — не в столицах.

Теперь — о самых важных, по мнению респондентов, объектах городской инфраструктуры. В безусловном приоритете у москвичей оказались поликлиники-больницы, школы-детсады и детские площадки — крайне важными их сочли трое из четырех опрошенных (можно было выбирать почти из двух десятков вариантов).

Следующими по значимости стали супермаркеты и остановки общественного транспорта (66%). Впрочем, даже если станция метро находится с домом, время поездки на службу все равно может быть значительным. Две трети москвичей тратят на дорогу в одну сторону до работы или учебы от 30 минут до двух часов. Конечно, опрошенные хотели бы, что это время не превышало получаса (60%). Но даже при отлично работающей транспортной системе это нереально из-за больших расстояний.

В десятку объектов, которые москвичи хотят иметь с местом проживания, вошли благоустроенные скверы, детские кружки, спортивные кружки, отделения почты, многофункциональные центры и пункты выдачи товаров, заказанных через Интернет. Во многих других российских городах наличие школ и пунктов выдачи товаров имеют куда меньшее <span class="wp-tooltip" title="Обобщенная форма отражения индивидом общественно-исторического опыта Запечатлено в схемах действий понятиях социальных ролях нормах и ценностях Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности" — возможно, опять же, из-за не столь больших расстояний, как в столице.

Из неочевидных, казалось бы, желаний москвичей стоит отметить наличие с домом ателье (так хотят 52% респондентов), плавательного бассейна и продовольственного рынка (по 39%).

— Если Рынок и ателье поблизости от места проживания связаны непосредственно с экономией, актуальной в наше время, то Потребность столичных жителей в бассейне, странным образом вызывающая у людей вау-эффект, нас сильно удивила, — комментирует эксперт. — Если москвич собирается купить или поменять квартиру, он, скорее всего, выберет дом, с которым есть бассейн. А когда бассейн находится непосредственно в жилом комплексе, привлекательность квартир невероятно повышается.

Последний вопрос, который задали исследователи респондентам, — насколько тех устраивает жизнь «здесь и сейчас». Около 40% признались, что полностью или во многом не устраивает либо же затруднились ответить.

— В текущей повестке в ситуации в нашей стране и в мире становится все меньше возможностей для сохранения социального самочувствия людей, — констатирует Евгений Михайленко. — Так что городская среда остается одним из последних мощных факторов, способных поддержать и улучшить состояние общества.

Источник

Share
Published by

Recent Posts

Мир, труд, МРОТ: подготовлен законопроект об увеличении «минималки» до 30 тысяч

Хорошее дело словом "МРОТ" не назвали бы. В принципе, и до сих пор содержание понятия вполне…

10 минут ago

Служба безопасности Украины под Пасху опять взялась за УПЦ

Начало Страстной недели ознаменовалось решением судьи Печерского районного суда Киева об изменении меры пресечения для…

1 час ago

«Состояние не позволяет работать»: выжившие в «Крокусе» рассказали, как живут после теракта

С момента теракта в «Крокусе» прошло 40 дней. Ничтожный срок, чтобы смириться с потерей близких.…

2 часа ago

Синоптик Шувалов привел «неоптимистичный прогноз»: аномальная первая декада

На первые длинные майские выходные погода подкачает, особенно разочаровав дачников. 1 мая ветер сменится с…

4 часа ago

Минфин уточнил правила борьбы с контрабандистами

Внести ясность в новые правила перевозки товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза планирует Министерство…

6 часов ago

В первый же день выставку трофеев в Москве посетили тысячи человек

В столицу май пришел под руку с солнечной, теплой погодой, которая будто так и намекает…

7 часов ago

This website uses cookies.