Расслабились: число правонарушений в русской экономике подросло в разы
Лишь на данный момент, посреди 2022 года, Росстат опубликовал информацию о правонарушениях в экономике по итогам 2021 года. Эта информация производит мощное воспоминание: число дел о административных правонарушениях в сфере экономики, возбужденных должностными лицами, составило в прошедшем году 3,9 млн, что в 3,2 раза превысило показатель 2020 года, когда было записанно порядка 1,2 млн правонарушений.
фото: Алексей Меринов
В разбивке по ведомствам соответственная статистика смотрится также впечатляюще. например, по полосы МВД (Министерство внутренних дел — орган исполнительной власти, правительственное учреждение, в большинстве стран, как правило, выполняющий административно-распорядительные функции в сфере обеспечения общественной безопасности) было зафиксировано правонарушений аж в 9,4 раза больше по сопоставлению с 2020 годом (практически 2 млн и 212 тыс. правонарушений соответственно). Но по неким фронтам число таковых нарушений, напротив, за год уменьшилось. Так, по полосы Федерального агентства по рыболовству правонарушений сделалось меньше на 3,4% (в 2020-м было практически 78 тыс., в 2021-м сделалось 75,3 тыс.).
Совершенно у нас административные правонарушения в сфере экономики фиксируются почти всеми министерствами и ведомствами. Вы изумитесь, но даже Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в этом участвует. По полосы этого ведомства тоже был зафиксирован один из самых больших характеристик роста правонарушений: если в 2020 году их было всего только 6, то в 2021-м уже 52. Другими словами количество экономических правонарушений по полосы этого ведомства возросло в 8,7 раза.
Можно, естественно, и далее перебирать числа статистики правонарушений в сфере экономики по разным министерствам и ведомствам, но важнее осознать, почему произошел таковой рост и что это означает с позиций денька нынешнего.
Но поначалу вспомним, какие могут быть правонарушения. А их весьма много. Ответственность за их прописана в Кодексе о административных правонарушениях (КоАП РФ (Российская Федерация — продукта (работы, услуги) или другой обман потребителей тянет наложение административного штрафа на людей от 3 тыщ до 5 тыщ рублей; на должностных лиц — от 10 тыщ до 30 тыщ рублей; на юридических лиц — от 20 до 50 тыщ рублей.
А введение потребителей в заблуждение относительно потребительских параметров либо свойства продукта (работы, услуги) может повлечь штраф для людей в размере от 3 тыщ до 5 тыщ рублей; на должностных лиц — от 12 тыщ до 20 тыщ рублей; на юридических лиц — от 100 тыщ до 500 тыщ рублей (часть 2 ст.14.7).
КоАП повсевременно дополняется новенькими нормами, предусматривающими ответственность еще за какие-либо правонарушения в сфере экономики. Официальная же информация о административных правонарушениях в сфере экономики рассчитывается раз в год на базе данных Банка Рф и федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных возбуждать (составлять протоколы) и разглядывать дела о административных правонарушениях либо лишь возбуждать (составлять протоколы) дела о административных правонарушениях.
Но настолько впечатляющий рост количества административных правонарушений в сфере экономики, который был зафиксирован по итогам 2021 года, разъясняется, естественно же, не возникновением новейших статей в КоАП и не тем, что у нас 10-ки министерств и ведомств могут возбуждать дела. Причина в другом. В 2020 году — первом году пандемии COVID-19 — в целях спасения бизнеса был серьезнейшим образом ослаблен административный контроль в экономике. Почти все контрольные мероприятия и различного рода проверки со стороны министерств и ведомств не проводились. Зато в 2021 году таковых полных послаблений уже не было. Потому логично, что число административных правонарушений в сфере экономики подросло в 2021 году по сопоставлению с 2020 годом в разы. К слову, сумма уплаченного (взысканного) штрафа за эти правонарушения возросла в 2021 году по сопоставлению с 2020 годом наиболее чем на 40%, с 13,3 миллиардов рублей до 18,7 миллиардов рублей соответственно.
На все это принципиально обращать внимание, поэтому что в 2022 году на фоне острейшего геополитического кризиса было принято решение, аналогичное тому, которое правительство приняло в 2020 году: ввели мораторий на проведение плановых проверок компаний и бизнесменов до конца текущего года.
Такие проверки были сохранены лишь в отношении маленького закрытого списка объектов, в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, также надзора в области промышленной сохранности. Проведение внеплановых контрольных мероприятий допускается в текущем году только в исключительных вариантах при опасности жизни и причинения тяжкого вреда здоровью людей, опасности обороны страны и сохранности страны, также при опасности появления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного нрава. При всем этом такие проверки должны быть согласованы с органами прокуратуры.
К тому же в 2022 году, кроме моратория на плановые проверки, уже приняты правительством ряд решений (по параллельному {импорту}, принудительному лицензированию и т.п.), которые также ориентированы на, чудилось бы, совершенно точно благое дело — свободу предпринимательства. Но, исходя из уже имеющегося опыта, есть определенные тревожные ожидания. Что с учетом принятых решений можно ждать в плане правонарушений в сфере экономики? Уж если на фоне лишь 1-го моратория на проверки 2020 года мы имели взрывной рост количества правонарушений в 2021 году, то что у нас может произойти в дальнейшем на фоне мер 2022 года?
свобода предпринимательства — это весьма отлично, просто замечательно, но такое воспоминание, что сейчас граница свободы и вседозволенности стирается. Если мы думаем, что это поможет преодолеть все экономические трудности, то ошибаемся. Издержек от подобного рода перехлестов быть может даже больше, чем от гипотетичных послаблений.
Давайте на примере такого же обмана потребителей разберем, кому будет и взаправду лучше. Злоупотребляет, представим, какая-нибудь торговая сеть введением пользователя в заблуждение относительно потребительских параметров продуктов. В итоге ей некое время будет удаваться из-за этого получать больше прибыли. Другими словами определенный экономический выигрыш она получит. Позже этот обман вскроется, пользователи не станут брать продукты в магазинах данной для нас сети. Может быть, они не ограничатся лишь сиим. И вот уже не прибыли, а экономические убытки будут у данной для нас торговой сети. А если это будет типично не для одной торговой сети, то это скажется и на работе отрасли в целом. Там, где практикуется обман пользователя, не быть может экономического благоденствия. Вот для вас и свобода предпринимательства, переходящая во вседозволенность.
Когда число правонарушений в сфере экономики вырастает в разы — это суровый повод для того, чтоб разобраться, что происходит и что ожидать.