Categories: Общество

В кинофильме «Я шагаю по Москве» Данелия зашифровал потаенные знаки

Столичное лето с его жарой, неожиданными проливными дождиками и легкомысленностью в одежке — это хорошее время, чтоб продолжить разговор о русских фильмах, ставших частью городского мифа. Картина Жору Данелии «Я шагаю по Москве», вышедшая на экраны в 1964 году, думала как фестивальное кино в традициях евро неореализма, а вышла прекрасным исследованием Москвы и ее души — при этом совсем в этом качестве не устарела. Чтоб убедиться в этом, довольно день погулять по городку в летнюю пору.

По сюжету Николай — рабочий-метростроевец, но бытовые привычки у него быстрее богемные.

Реставрируя знаменитый кинофильм, его, по Счастью, не раскрасили — черно-белое выполнение в 1950-е и 1960-е годы прошедшего века означало не столько нехватку цветных материалов (хотя и здесь недостаток бывал), сколько необыкновенную эстетику. Для режиссеров и операторов черно-белое кино тогда это или воззвание к стилю нуар, в каком делались голливудские триллеры 30–40-х годов, или, напротив, европейский неореализм (если по-итальянски) либо новенькая волна (если по-французски).

У Рязанова в «Берегись кара» — быстрее игра в нуар. У Данелии — непременно, неореализм. Лишь — очень светлый, оптимистичный, без упора на красочном разрушении и трущобах. Заместо их — московские окна, открытые в арбатские переулки, волейболисты и доминошники во дворах. Радиолы и магнитофоны, играющие на всю улицу по особенным случаям (будь то свадьба либо исследование британского языка). Танцующие и поющие, поэтому что душа просит, люди.

И эффектнейшая (как Анита Экберг в «Сладостной жизни», которую Данелия, естественно же, лицезрел — она вышла в 1960 году) Ира Скобцева в эпизоде — лишь не в фонтане, а на набережной. И новейший, лишь устанавливающийся сначала 60-х свадебный обряд с «Русским шампанским». Но все это выстроено на неореалистическом зрительном каноне: дождик, виды сверху, отсутствие драматического сюжета. За это кинофильм сначало ругали на худсовете — но на данный момент-то мы осознаем, что конкретно таковы все картины, сохраняющие для истории дух эры.

Ира Скобцева своим броским эпизодом дает наш ответ Аните Экберг из «Сладостной жизни» Феллини.

Встречая по одежде и пластинке

Все девицы в «Я шагаю по Москве» носят недлинные платьица А-образного силуэта, как раз по тогдашней русской моде. Которая, к слову, конкретно сначала 60-х всего на год-иной отставала от мировой (это до и опосля «оттепели» разрыв был конструктивно больше). Героини кинофильма, естественно, различаются нравом — но это не достаточно выражается в одежке. А вот мужские персонажи одеты смыслоразличающе — так, чтоб мы по одежде их и встречали.

Основных, юных героев — трое (как в популярнейшем тогда романе Ремарка: три товарища, правда, на один денек). Володя (Алексей Локтев) — положительный юноша из Сибири, а для Москвы такой безупречный вторженец и, означает, незначительно идеал. На нем — штормовка, ранец: романтичный образ таежника, геолога. На Коле (Никита Михалков) на данный момент ранец непременно был бы, а тогда ни в коем случае: в городке ранцы еще не «прописались». Зато по одежке (отличные штаны, тенниски) видно, что это благополучный столичный парень, можно сказать, столичная Элита. В конце концов, Саша (Евгений Стеблов) еще не обусловился с образом и даже волосы обрил наголо, собираясь в армию. Незапятнанный лист.

А соединяет воединыжды всех троих героев всего один предмет одежки: клетчатая рубаха, так именуемая ковбойка. Она в различные моменты кинофильма находится у всех, и нехитро: это самый престижный вид молодежной одежки того времени. Вначале, в конце 50-х, они были ввезенными, к 1963 году их освоили и русские фабрики. И еще одна черта, общая для всех: ни у Володи, ни у Если, ни у Саши нет шляп либо хотя бы кепок. Принципиальная деталь: конкретно конец 1950-х и начало 1960-х во всем мире стали концом эпохи неотклонимых головных уборов для парней. До того ходить без шапки по улицам было не принято, практически неблагопристойно. В 60-х молодежь шапки уже не носила, головные уборы в летнюю пору стали признаком парней за 35. Иллюстрация — президенты США (Соединённые Штаты Америки — к примеру, «подросшим» Робертино Лоретти) ведет торговлю юная Алена (Галина Польских), при всем этом клиент средних лет, видимо, не из Москвы, просит «6 полонезов Огинского», а старая филофонистка просит концерт №2 Рахманинова в выполнении создателя, который (в американской записи 1929 года) издавался у нас в 1945-м, на патефонных еще пластинках. При том что Алена дает ей животрепещущие на начало 60-х записи Вэна Клайберна (1958) и Нейгауза — Рихтера (концертная, записанная в 1948-м).

3-х товарищей на денек объединяют рубахи-ковбойки.

Отцы и детки войны

Столкновение поколений, пусть и не очень драматичное, повсевременно чувствуется в «Я шагаю по Москве». Николай, герой Никиты Михалкова, повсевременно, как на данный момент произнесли бы, троллит практически всех встречающихся на пути парней среднего возраста. Другими словами — поколение фронтовиков. При том что сам он по кинофильму — безотцовщина, его отец и дядья не возвратились с войны (о чем за завтраком ведает Володе Колина бабушка).

Но при всем этом он подкалывает плотного мужчину в кепке в вагоне метро (правда, первым начинает конкретно тот мужик — требуя практически уважения к возрасту). «Умный?!» — бранится желчный мужик за 40. Да, мы уже подзабыли, но слово «интеллигент» одно время было пользующимся популярностью ругательством. Опосля этого Коля передразнивает еще 1-го «старшего» — экскурсовода, также высмеивает постоянную перекладку асфальта на столичных улицах прямо в лицо прорабу. Что сказать, темы для шуток и ворчания в Москве за полста лет не поменялись…

Про Володю мы ничего не знаем (кажется, отец его тоже умер на войне, но в целом он как немосквич не в счет — «человек ниоткуда»). А вот у Саши знаем отчество: Индустриевич. Ему 18 лет, означает, он приблизительно 1945 года рождения. Но именовать малыша Индустрием могли не ранее середины 1920-х годов, когда развернулась борьба за советскую индустриализацию и это слово сделалось мерцать в газетах. означает, отец Саши — 1925–1927 годов рождения, из крайних фронтовиков. И так же рано, как и сам Саша, женился.

Узнаем мы все это в военкомате, куда Саша и Коля идут просить отсрочки (у Если, к слову, похоже, метростроевская бронь, и в армию он не идет). Это сфера обитания «отцов» — фронтовик и сам военком («я в этом возрасте уже под Курском…») — и это королевство «отцовского» сталинского стиля с его дубовыми диванчиками. К слову, ведь и 1-ый из «склочных старших» — персонаж в кепке, ругающийся с Колей, — стает перед нами в метро, образчике сталинского стиля. И таксист, тоже фронтовик, ездит на «ЗиС-110», машине, воплощающей послевоенное время.

Ну и в целом «сталианса» в Москве начала 60-х много — и он доброкачественный, практически новейший (что там — стоит ведь и до сего времени!). Но — он уже растерял статус престижного и животрепещущего. Впереди иная Эстетика и остальные времена — и не напрасно Коля, судя по кинофильму, строит ординарную по эстетике кафельную станцию «Проспект Вернадского». Его поколение перехватывает эстафету: сейчас русским стилем будут они.

Есть только две сцены, где нет этого противопоставления. Это церковь, куда в поисках хозяйки собаки сначала кинофильма входит Коля: предполагается, что это храм Гавриила Архангела, больше узнаваемый как Меншикова башня, но по сути сцена снималась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, тогда не действовавшем. И квартира писателя Воронова с вневременным писательским интерьером: книжки до потолка, бюст Вольтера. Вера и <span class="wp-tooltip" title="специфичный метод организации и развития людской жизнедеятельности представленный в продуктах вещественного и духовного производства в системе соц норм и учреждений в духовных ценностях в совокупы отношен как не подверженные времени «московские скрепы» — тяжело сказать, закладывал ли Жора Данелия такое в кинофильм, но так вышло, что эта мысль там читается.

Дух Москвы зовется Колей

Смотря сегодняшними очами, Николай, герой Никиты Михалкова, держится довольно тошно (ну и эталонный Володя, опосля проделки с папой Алены, ему в лицо высказывает: трепач!). Он, кажется нам чрезвычайно активным, претенциозным, «в каждой бочке затычка» — при этом почаще всего необоснованно. К тому же большенный любитель «проехаться» на чужом горбу: мать и сестра ему все подают и чинят (Володя бы сам зашил брюки, естественно). А он лениво поздним с утра поглощает чай с вареньем.

естественно, по сюжету Коля опосля смены на Метрострое. Но… не условность ли это, не дань ли соцреализму, требовавшему героев из рабочей среды? Ведет себя Николай богемно, если не сказать — барственно (и то сказать, Никите Михалкову таковой стиль был знаком куда больше). Квартира у их большая, с пианино, трюмо, старенькыми гарднеровскими чашечками вперемежку с новенькими, прибалтийскими… И с новым (выпуск начался в 1964 году!) телеком «Аэлита» Бакинского завода — прямо с ВДНХ, нужно мыслить.

Быть может, Коля — интеллигент, эрудированный и начитанный на голову выше других? Ведь тоже нет: Володя, как выясняется, понимает намного больше. Даже тот рабочий в кафе напротив, который любой денек учит по лингафонному курсу британский язык, объяснился бы с японским туристом лучше, чем Коля. А Володя и вправду разъясняется, и осознает.

Но есть кое-что, в чем Николай вправду на голову выше других персонажей кинофильма, в том числе безупречного русского комсомольца Володи. Это, назовем его так, соц чутье, умение одномоментно ориентироваться в хоть какой ситуации, ловить волну. Кто, к примеру, первым увидел, что герой Владимира Басова — не писатель, а реальный писатель тихо стоит в прихожей? То-то же… Конкретно этот талант нужен политикам и управленцам. Пусть британский учит официант — а паренек вроде Если сможет «организовать» и «разрулить».

И пусть это не покажется критикой в адресок героя Никиты Михалкова. совершенно нет: он делает в кинофильме много неплохого. Всем указывает дорогу (при этом — вот здесь не ошибается). Разрешает мерзкую ситуацию, возникшую меж Сашей и его женой. идет к военкому просить отсрочку за Сашу. В конце концов, конкретно Коля интенсивно вовлекается в ситуацию с милицией и достигает того, что Володю стремительно отпускают…

Не правда ли, все это весьма припоминает то, как воспринимается вовне Москва в целом и москвичи а именно? С одной стороны — «да чем москвичи лучше, ничем не лучше, лишь амбиции безмерные». С иной — лишь в Москве так развивается соц чутье, умение стремительно реагировать на происшествия; мы город суперадаптирующихся людей. правда, и эгоистов тоже, что правда, то правда: вот и Коля не может себя перебороть и «уступить» по доброе воле даму товарищу, которому она и нужнее, и больше подступает.

Наслаждаться картинкой и Москвой

Москва — все-же основной герой этого «не остросюжетного» кинофильма, для которого Жоре Данелии даже пришлось придумать особенное жанровое определение «лирическая комедия» и вынести его в титры. И 1-ые зрители «Я шагаю по Москве», и тем наиболее мы на данный момент смакуем не столько слова и деяния, сколько кадры и рисунки. Вот самолеты во «Внуково», вот развозит метростроевцев ночной мотовоз, вот усталые рабочие принимают душ. Это физиологично, как и давка в метро кадром позднее, но это так «смачно» снято, что восхищает.

Москва начала 60-х — попробуем подвести результат, какой она виделась создателям. город — плавильный котел (начинается кинофильм с нового аэропорта «Внуково»; «Я приезжая» — гласит встретившаяся в метро женщина, ну и сам Володя из Сибири). город, который повсевременно строится: недаром Володя отыскивает Строительный переулок (которого, к слову, в городке и не было). Глобальный центр: японский турист отыскивает Третьяковку, и это никого не поражает. А еще — моднейшие венгерские (практически Италия) кофемашинки в кафе-стекляшке.

Но при всем этом — в отличие от какой-либо «Новейшей Москвы» 1938 года — Москва Данелии это город, развернутый в историю. Кроме уже упомянутой Меншиковой башни, мы лицезреем бульвары, по которым гуляли москвичи еще за длительное время до революции; академическую греблю в бывшем Императорском яхт-клубе на Стрелке. Недаром Коля озвучивает пользующуюся популярностью городскую легенду о Незапятнанных прудах. Герой Михалкова соединяет (по верхам, как постоянно у него) новое и старенькое и тем олицетворяет дух Москвы. Совершенно, отменно снятый кинофильм — как и жизнь — соединяет внутри себя старенькые и новейшие элементы, это лишь в дешевых телесериалах все новенькое на год выпуска, как будто в демозале мебельного магазина…

на данный момент мы любуемся к тому же милыми детальками, которых тогда было не увидеть из-за их обыденности. Автоматы с газ-водой, детские педальные машины, выпускавшиеся на заводе «Москвич». Трамваи на Страстной (Пушкинской) площади с новеньким кинозалом «Наша родина». Окающие деревенские бабушки с Российского Севера, работающие няньками и домработницами (они же — прихожанки в церквях, благодаря которым заместо шляпок в храмах прописались конкретно платки). Сюда же и телефоны-автоматы (для чего целая стенка таксофонов? а половина не работали!), пирамиды из консервов в магазине, ландышевая аллейка в парке Горьковатого (которая позже покажется в мультике «Ну, погоди!»). И почти все другое.

СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — года по 1991 год на территории Европы и Азии) поневоле

Создатели кинофильма, пожалуй, меньше всего желали снимать конкретно русское кино. И нужно же было такому случиться, что «Я шагаю по Москве» на данный момент воспринимается как картина, насквозь пропитанная конкретно русским духом. Тогда это не замечалось и не квалифицировалось как русское — но на данный момент, в совершенно другую эру, этого недозволено не осознавать.

действие кинофильма происходит в городке, где норма — вовлеченность всех во всё: люди наперерыв бросаются демонстрировать дорогу, преследовать правонарушителя, прояснять ситуацию милиционеру. В Москве 60-х норма — неслыханная в наше время сохранность: даже в отделении милиции мы лицезреем не амбразуру, а обыденную стойку с перилами, через которую можно просто перегнуться.

Хотя, естественно, кинофильм и «несоветский». Там есть и некие престижные, принципно несоветские штуки: к примеру, совместно с Пушкиным моют не парадного Гоголя «от Русского правительства» 1952 года, а «печального», работы Андреева, отставленного во дворик гоголевского дома. И Маяковский-памятник там не попросту так, а в качестве моднейшего места встречи поэтов и их поклонников. Разрешенный — но знак «независящего», юного кино.

…Сюжета в «Я шагаю по Москве» и вправду практически нет. Прошел всего один денек из жизни юных людей, которые, полностью возможно, больше никогда и не увидятся (а вдруг да? финал-то открытый!). Но этот денек оставляет шикарное послевкусие, пусть и с легким привкусом печалься. И, проводив Володю в аэропорт, Алена уже движется домой в Фили на 34-м троллейбусе, а Коля выбирается на поверхность на станции «Институт», чтоб пешком дойти до собственного объекта и не ожидать мотовоза. У него поет душа — а почему, можно выяснить самим, довольно летней ночкой выйти там, на Юго-Западе, где отцвели сирень и жасмин, но все равно одуряюще пахнет и отовсюду видны парадные каменные дома и шпиль института. Москва в тех местах, как и в центре, практически не поменялась — а означает, та история длится.

Источник

Share
Published by

Recent Posts

Взялись за «Дело»

В последнее время в медиа появилось много материалов, так или иначе связанных с Деятельностью группы…

41 минута ago

Новоиспеченный противник Орбана пообещал уставшей от правящей элиты Венгрии крутые перемены

Венгрия устала от правящей элиты, заявил новоиспеченный противник Виктора Орбана на крупном сельском митинге. Петер…

2 часа ago

Семью военнослужащего ВСУ расстреляли вместе с хозяином

 В селе Полесское, что на выезде из Коростеня в направлении Житомира, вчера разыгралась жуткая трагедия.…

3 часа ago

Хью Джекман сыграет самого мрачного Робина Гуда

Герой средневековых английский баллад получит еще одно кино-воплощение. В ближайшее время начнутся съемки фильма, который…

5 часов ago

Арестович предсказал незавидную судьбу руководителям киевского режима

После объявления российской полицией в международный розыск президента Украины Владимира Зеленского его перспективы можно считать…

8 часов ago

В подмосковную больницу доставили женщину с обручальным кольцом в заднем проходе

34-летнюю жительницу одного из городов на северо-западе Подмосковья госпитализировали с обручальным кольцом супруга в интимном…

9 часов ago

This website uses cookies.