В Рф собираются развивать создание препаратов прямо в аптеках
От некогда фаворитных производственных отделов в аптеках в крайние годы не осталось практически ничего. Длительное время их пробуют возродить, но пока неудачно. А в мире тем временем этот тренд становится все наиболее модным: толика аптечных производств на фармрынке добивается уже 10%.
И вот на фоне обусловленного санкциями недостатка ряда препаратов в Рф вновь делают ставку на малосерийное фармпроизводство. Госдума может убыстрить принятие законопроекта, призванного сделать условия для массового производства фармацевтических средств прямо в аптеках.
фото: Алексей Меринов
Аптеки с рецептурно-производственными отделами ранее были на любом шагу. В их делают т.н. экстемпоральные препараты: под определенных пациентов, со специально подобранной дозой, составом (к примеру если у человека непереносимость того либо другого компонента) либо для больниц. Они выпускают упаковки фармацевтических средств с микродозами для малеханьких малышей и старых, личные составы для аллергиков, свечки для людей, которые не могут глотать. В их ассортименте мази, капли, смеси, обезболивающие, жаропонижающие, антивирусные…. Они весьма важны для онкологии, педиатрии, эндокринологии, орфанных заболеваний. Не говоря уже о том, что их продукция стоит дешевле, чем обычные лекарства.
Как ведает директор Медико-генетического научного центра имени академика Н.П.Бочкова Сергей Куцев, производственные аптеки могут почти во всем закрыть Потребность в редчайших лекарствах для орфанных нездоровых: «Часто пациентов с редчайшим диагнозом 30–40 на страну, и почти всем фирмам или нерентабельно регистрировать у нас для их лечущее средство, или оно стоит весьма недешево, даже если это обычная хим субстанция. к примеру, есть группа болезней, в базе которых — нарушение цикла мочевины. Таковым нездоровым нужен обыденный бензоат натрия — но не консервант, а лечущее средство. В Москве его начали создавать в виде порошков — и закрыли делему. Для пациентов таковая оздоровление»> оздоровление»>терапия (лечение, оздоровление) жизнеспасающая. Примеров, когда нашим клиентам необходимы доступные вещества, которые могут создавать обыденные аптеки, много. Потому в любом регионе обязана быть хотя бы одна производственная аптека».
…Спрос на продукцию аптечных производств в мире вырастает на 10% в год, а Рынок производственных аптек в мире составляет около 10 млрд баксов. В критериях санкций таковой сектор в Рф имеет все шансы стать выгодным. к примеру, если у нас пропадут все препараты для вывода мокроты, производственные отделы могут поменять их микстурой от кашля. В Приморье в марте благодаря таковой аптеке удалось избежать обрушившегося на страну недостатка гормона щитовидной железы эльтироксина.
По словам директора СРО «Ассоциация независящих аптек», главы Альянса лекарственных ассоциаций Виктории Пресняковой, официальной статистики аптечных производств у нас нет, но исследование рынка показало, что в стране их осталось около 500 (наименее 1% от общего числа аптек), в то время как лицензии на изготовка фармацевтических средств имеет наиболее 2 тыщ организаций. 5 лет вспять, по данным Росздравнадзора, таковых отделов в аптеках было около 1000. сейчас же почаще всего малосерийные производства размещены в стационарах, где они делают их заказ, а в самих аптеках их практически не осталось. к примеру, в Ингушетии, Чечне и Калмыкии их нет совершенно, в Хабаровске — 1. А муниципальная производственная аптека в отдаленном и недоступном Сургуте, где сохранились неповторимые технологии, оборудование и кадры, оказалась на грани закрытия. Как ведает директор аптеки Зинаида Кулешова, в их учреждении работают всего 14 человек, но Налоги они платят как большенный фармзавод: «За 2021 год мы заплатили наиболее 5 млн рублей налогов. И работать обязаны полуподпольно. к примеру, мы готовим фолиевую кислоту для детей перинатального центра — в мини-дозировках. Но с 2010 года законсозодать ее из пилюль. А из чего же еще? нужно, чтоб законнеобходимо 50 флаконов за месяц, а срок годности 10 дней? Ни один фармзавод за это не возьмется».
Вообщем, есть и положительные примеры работы производственных аптек. В Ярославле, Красноярске, Татарстане и Архангельске они на сто процентов закрывают потребности населения. И все таки это быстрее исключения, чем правило.
Годом ранее Госдума приняла решение о возрождении производства экстемпоральных препаратов и приняла в первом чтении законопроект на данную тему. С того времени его дорабатывают. Как сказал зампред Комитета ГД по охране здоровья Леонид Огуль, поправки дискуссируются в еженедельном режиме — и осталось уточнить аспекты: «Отрешаться от таковых аптек в стране недозволено, они делают принципиальные социальные задачки. Напротив, необходимо расширять список позиций, которые можно готовить в аптеках».
Из суровых заморочек, требующих законодательного урегулирования, специалисты выделяют кадровую. «Передать способности ручного труда некоторому, нынешние выпускники заточены на продажу, а не на Создание, — гласит Зинаида Кулешова. — Если мои провизоры-аналитики и провизоры-технологи уволятся, аптеку можно закрывать».
Ну и, в конце концов, оборудование — для рецептурно-производственных отделов оно особенное. У нас в ряде регионов осталось еще русское, но, как гласит председатель правления Ассоциации муниципальных аптечных сетей Александр Ли, это оборудование архаично и готовить на нем новейшие формы фармацевтических средств опасно.
По словам председателя правления Союза лекарственных и биомедицинских кластеров Рф Захара Голанта, Рынок аптечных производств мог бы добиться в Рф 200 миллиардов рублей, что сняло бы почти все вопросцы в экономике, но пока особенных подвижек в этом направлении не делается.
«Да, у нас есть отменная база, местами остались спецы, но нет оборудования, субстанций, провизоры составляют рецепты по прописям 30-х годов прошедшего века, и чтоб решить все эти вопросцы, нужна муниципальная программка по производственным аптекам», — считает Преснякова.