Неизвестная Лиз Трасс: что в прошлом у рвущейся на место Джонсона
В Британии продолжается процедура отсева желающих занять место лидера Консервативной партии и стать новым премьер-министром вместо объявившего о своей отставке Бориса Джонсона. Тройку лидеров пока замыкает министр иностранных дел Лиз Трасс – но теоретически она может оказаться одним из двух финалистов. А значит, примеривающая на себя имидж «новой Маргарет Тэтчер» политик имеет шанс стать главой правительства Соединенного Королевства.
фото: Global Look Press
«Я выдвигаюсь, потому что я могу руководить, вырабатывать и принимать трудные решения. У меня есть четкое видение того, где мы должны быть, а также опыт и решимость, чтобы привести нас туда», — так Лиз Трасс объявила о своем намерении участвовать в конкурсе на партийное Лидерство.
Но от роли главы Консервативной партии министра иностранных дел Великобритании отделяют ее соперники, имеющие наибольшую поддержку от парламентариев-тори – Риши Сунак и Пенни Мордонт.
Обойти их обоих – задача-максимум для Лиз Трасс. задача-минимум – выбить из гонки занимающую второе место Мордонт, ставшую при Терезе Мэй первой в британской истории женщиной-министром обороны. После того как парламентарии-тори оставят в списке претендентов (по состоянию на утро понедельника их было 5) только две кандидатуры, голосовать будут уже члены Консервативной партии по всей стране.
Трасс делает ставку на обещания снизить Налоги: «При своем руководстве я бы начала сокращать расходы с первого дня, чтобы принять немедленные налоговые меры, помогающие людям справиться со стоимостью жизни».
И эта линия, ориентированная, похоже, главным образом на рядовых однопартийцев, может стать выигрышной в борьбе с номером 1 нынешней гонки — экс-канцлером Казначейства Риши Сунаком, который не столь радикально настроен насчет сокращения налогов.
Лиз Трасс обвиняет бывшего коллегу по правительству в том, что он поднял Налоги до самого высокого за последние 70 лет уровня, что грозит, по ее словам, удушением экономического роста. Но Сунак парирует, утверждая, что немедленное снижение налогов дорого обойдется британцам и вызовет более высокую инфляцию, более высокие ставки по ипотеке и сокращение сбережений. Пользуясь случаем, политик-миллионер обвинил свою соперницу, известную своими экономическими либертарианскими взглядами и поддержкой свободной торговли, ни много ни мало… в «социализме».
А надо сказать, что Лиз Трасс происходит из семьи, чья политическая позиция была левее, чем у лейбористов (так что Сунак мог намекнуть и на «социалистическое» прошлое своей оппонентки). Ее родители были активистами кампании за ядерное разоружение (и маленькая Лиз тоже появлялась с ними на пацифистских маршах). правда, когда Трасс баллотировалась на выборах в парламент от консерваторов, ее мать согласилась поддержать дочь. А вот отец отказался это сделать.
Путь от родителей-леваков к борьбе за Лидерство в партии тори не был прямым. По дороге Лиз Трасс успела побывать членом Либерально-демократической партии (и во время одного из выступлений в оксфордские времена даже страстно поддержала отмену монархии), и только в 1996-м она присоединилась к консерваторам.
Если Риши Сунак среди части однопартийцев воспринимается как «вероломный ублюдок», предавший Бориса Джонсона (ведь именно скандальный уход из правительства канцлера Казначейства привел к конечном счете к отставке премьер-министра), то Лиз Трасс, наоборот, декларирует лояльность уходящему лидеру. Она — в отличие от многих – не стала призывать Джонсона покинуть свой пост. «Я верный человек, – утверждает она и сейчас. – Я верна Борису Джонсону. Я поддержала устремления нашего премьер-министра и хочу выполнить обещание, данное в манифесте 2019 года».
У Лиз Трасс накопился солидный опыт работы в парламенте и правительстве. Вершиной ее карьеры стал пост главы Форин-офиса. Она же была главным переговорщиком Лондона с Евросоюзом по соглашению о Брекзите. правда, сама она последовательностью касаемо выхода страны из ЕС не отличалась.
Сначала она заявляла, что выступает за членство в общеевропейском объединении («Я не хочу, чтобы мои дочери росли в мире, где нужна виза или разрешение на работу в Европе, или где им мешают развивать бизнес из-за грабительских расходов и торговых барьеров»). Но потом она решила все-таки голосовать за Brexit.
Как бы то ни было, свой внешнеполитический багаж Трасс в борьбе за партийное Лидерство кладет на чашу весов в дополнение к своей внутренней повестке, напирая на то, что в качестве министра иностранных дел именно она помогла возглавить международную реакцию на российскую спецоперацию на Украине и «ввела жесткий пакет санкций» против России. И не только для консервативного истеблишмента, но и для многих простых тори этот багаж кажется внушающим доверие.
правда, о компетентности Лиз Трасс как главы внешнеполитического ведомства хорошо говорит ставший притчей во языцех случай, когда в феврале она на голубом глазу заявила, что «Великобритания никогда не признает суверенитет России» над Воронежской и Ростовской областями. Эти регионы Трасс, как выяснилось, сочла принадлежащими Украине.
Безудержная украинофилия Лиз Трасс поставило ее даже на грань конфликта с британскими законами – отвечая на вопрос о том, поддерживает ли она соотечественников, желающих добровольно отправиться на помощь Киеву, чтобы противостоять российским войскам, министр ответила: «Абсолютно». За это ей досталось от ряда депутатов-консерваторов, указавших на то, что действия таких добровольцев считаются противоправными в соответствии с действующим в Соединенном Королевстве законодательством.
Еще одной «фишкой», используемой Лиз Трасс в гонке за Лидерство, стала эксплуатация образа Маргарет Тэтчер, презрение к которой пестовалось в ее левой семье, кричавшей на маршах за ядерное разоружение «Мэгги, Мэгги, уходи!» После поездки в Восточную Европу в 1990-х Трасс пришла к выводу, что Тэтчер «выбрала правильный подход».
И не беда, что у «железной леди 2.0» труба пониже и дым пожиже. Дело дошло до того, что Трасс на одних из последних теледебатов появилась одетая а-ля Тэтчер: белая блузка с большим бантом спереди и черный блейзер. Так была одета первая в истории Великобритании женщина-премьер во время предвыборной кампании в 1979 году.
Лиз Трасс в ходе дебатов пытается копировать не только тэтчеровскую одежду, но и манеру речи. И даже знаменитые кадры с нынешней главой МИД Великобритании, высовывающейся в каске и бронежилете из танка, напоминают аналогичные фото баронессы Тэтчер, позировавшей из танкового люка.
Однако Тэтчер называет моделью для подражания и Риши Сунак, напоминающий, что будущая «железная леди» выросла в квартирке над бакалейной лавкой ее отца, тогда как он, до того как стал миллионером, помогал в аптеке свой мамы. А свою экономическую политику он называет «тэтчеризмом здравого смысла». Так что и на этой поляне между рвущимися к власти однопартийцами предстоят жестокие бои за Право поднять в 2022 году знамя с именем Тэтчер.