Эксперты оценили вероятность скорых переговоров Россия — Украина: “Продолжение конфликта катастрофично»
Двери для переговоров с Украиной остаются открытыми, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. В свою очередь перспективу их скорого возобновления ставят под сомнения главы внешнеполитических ведомств России и Украины Сергей Лавров и Дмитрий Кулеба. Но обстоятельства изменяются буквально с каждым днем и как бы не пришлось Киеву воспользоваться открытой Россией дверью.
После того как в начале апреля российско-украинские переговоры были заморожены, тема диалога между сторонами практически выпала из повестки дня. Периодические контакты по телефону некоторое время продолжались, о чем сообщал глава украинской делегации Давид Арахамия, отмечая также «заморозку» переговорного процесса, который был сорван Украиной из-за событий в Буче.
Безосновательно обвинив Россию, украинская сторона решила отступить от договоренностей, достигнутых ранее. В свою очередь теперь Россия не собирается продолжать переговоры с прежними условиями. О дальнейших переговорных перспективах «МК» поговорил с экспертами.
При оценке возможности возобновления переговоров надо больше обращать внимания на историю вопроса, считает старший преподаватель МГИМО МИД России Алексей Зудин.
«Весь ход предыдущих событий показывает, что Россия полностью и бескомпромиссно настроена реализовать задачи, поставленные Владимиром Путиным перед специальной военной операцией, а Украине в свою очередь не дают и не дадут вести содержательные переговоры», — отмечает эксперт, «Запад сделал ставку на том, чтобы через Украину ослаблять и сдерживать Россию. Возникают разные предположения о том, что готовятся переговоры и предполагаемые сценарии завершения спецоперации, но это все далеко от истины».
По словам Зудина, многие такие сценарии , например сценарии Киссинджера, составлялись без учета позиции России. «Все было построено на объеме территории, которая может перейти к России, но игнорировался факт того, что главным для нас является вопрос безопасности. В этих условиях представляется, что переговоры вряд ли возможны в ближайшее время», — считает эксперт.
Зудин отметил, что даже с учетом обстоятельств разгрома группировки ВСУ на Донбассе, нет стопроцентной вероятности возобновления переговоров. В обратном случае, по мнению собеседника «МК» местом возобновленных переговоров может стать Стамбул или столица любого другого государства, которое не относится к странам западного блока.
В свою очередь директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов считает, что возобновление переговоров в ближайшей перспективе вполне возможно.
«Мы видим, что с отсутствием переговоров по политическим вопросам, проходят переговоры по торговым, связанным с зерном», — отметил эксперт. «Переговорный процесс традиционно возникает, когда одна из сторон видит продолжение конфликта катастрофическим», — отметил политолог, «Мы можем вспомнить пресловутые подписания первого и второго Минского соглашения. Были жесткие поражения украинской армии под Иловайском и Дебальцево и, как следствие, был результативный переговорный процесс. Вряд ли в рамках спецоперации будет другой сценарий. Всё будет зависеть от конкретных событий и обстоятельств».
Денисов считает, что на состав делегаций повлияют исходные позиций и результаты, которые приведут к переговорам. «Изначально в марте с украинской стороны были представители явно призванные не урегулировать конфликт, а скорее создать вид переговорного процесса. Если будет воля на конструктивное соглашение и результаты, то переговорщики, конечно, будут другие с обеих сторон», — полагает эксперт.