Капитан 1 ранга назвал суть утвержденной Путиным Морской доктрины
день ВМФ России в этом году прошел в деловой обстановке. Видимо, сказалось что отмечать его приходится в условиях специальной военной операции. Президент Путин до того, как принять Главный военно-морской парад в Петербурге, подписал два важных указа, в том числе утвердил новую Морскую доктрину страны. Прежняя доктрина просуществовала семь лет и теперь отменена. Суть новой сводится к довольно амбициозной задаче: Россия должна сделать все, чтобы сохранить за собой статус великой морской державы.
фото: kremlin.ru
Решить эту задачу будет непросто, учитывая многочисленные морские проблемы России, которые отражены в пятидесятистраничном документе. Это и мизерная доля российских торговых судов, участвующих в глобальных международных перевозках, и аховая ситуация с научно-исследовательским флотом, и международные санкции в отношении российской судостроительной отрасли, и претензии иностранных государств на наши островные территории и шельф, и много еще чего негативного.
Никуда не делись и военно-политические угрозы и риски, которые надо будет парировать нашей военно-морской Деятельностью. одна из главных угроз — стремление США к полному доминированию в Мировом океане. Раньше, кстати, эта угроза так четко не формулировалась в наших основных документах.
К числу основных вызовов и угроз отнесено, например, «стремление США к достижению подавляющего превосходства своих военно-морских сил, а также повышение боевых возможностей военно-морских сил других государств».
Что есть то есть. Достаточно вспомнить, что в составе ВМС США — 11 авианосцев с соответствующими кораблями сопровождения, а у России — один авианесущий крейсер почтенного возраста «Адмирал Кузнецов» и тот сейчас в ремонте. У Китая два полноценных авианосца и еще несколько на стапелях. У России пока даже в планах не было строительство судов такого класса.
Еще один вызов для нашей морской безопасности — продвижение военной инфраструктуры НАТО вплотную к нашим границам и рост военной активности Альянса у наших берегов. Подтверждение тому — резкая смена курса Швеции и Финляндии от нейтралитета к полноценному членству в НАТО. Для нашего ВМФ — это дополнительные хлопоты.
Что еще не может напрягать Россиию в сфере морской безопасности? например, попытки ряда стран ослабить контроль России над Северным морским путем, а также непрекращающиеся усилия с их стороны изменить существующие правила прохода судов в ряде проливов в свою пользу.
Вот как оценил новую Морскую доктрину России военный эксперт, капитан 1 ранга в запасе Владимир Гундаров:
— В новой доктрине сделан широкий замах на сохранение статуса великой морской державы. Это нужно для того, чтобы в международных водах пользоваться всеми правами свободного моря — прокладывать трубы и кабели, изучать дно, обеспечивать безопасность плавания гражданских судов торгового и рыбопромыслового флота.
Более конкретно речь идет об Арктике. Новый документ подтверждает твердое намерение руководства страны ни с кем не делить исторически принадлежащий нам сектор, как он был определен ещё в 20-е годы прошлого века, а также Северный морской путь. Незавершенность разграничения морских пространств в Арктике — таит военную угрозу и может стать причиной возникновения региональной войны в Арктике.
Другим горячим регионом, по словам эксперта, становится Балтийское море.
— Наши «партнеры» хотят превратить его во внутреннее море НАТО.
В этой связи интересным является новое деление морских пространств на районы (зоны): жизненно важные, просто важные и «другие» — это открытые части Мирового океана. Конечно, такое деление входит в противоречие с интересами США и Великобритании, что усилит противостояние флотов в океане. Но это обострение пока не критично, так как у России нет, собственно говоря, того конкурентоспособного компонента гражданского флота, который надо защищать. И в документе на это тоже указано.
Мало у нас торгового флота и кораблей, плавающих под российским флагом. С 90-х годов прошлого века судовладельцы регистрируют суда где угодно, но не в России. У Монголии, которая, напомню, не имеет выхода к морю, торговый флот сейчас больше, чем у нас, если считать по количеству зарегистрированных судов у нас и в Монголии.
Новым доктринальным словом явлеется упоминание Индоокеанского региона. Дело в том, что в начале века Россия, к сожалению, ушла из этого региона. Возвращение в него — это серьёзный вызов США и НАТО, которые хотят пристегнуть к себе ВМС Индии. Сохранение и поддержание военно-морского присутствия России в этом регионе на основе пунктов материально-технического базирования — серьёзная заявка.
В Красном море сейчас ведётся подготовительная работа по созданию пункта обеспечения на Африканском континенте, а вот в Индийском океане — это дело, наверное, близкого будущего. По крайней мере об этом заявлено официально в документе впервые.
Главный вывод из знакомства с новой доктриной — Россия вернётся в Мировой океан, и у неё будет океанский флот, соответствующий геополитическим задачам, перспективам экономического развития и материально-техническим возможностям, основанным на отечественных материалах и технологиях.