Сегодня внешняя торговля России претерпевает глубинные изменения. Многие зарубежные рынки для российской продукции потеряны, нарушено авиасообщение и морские перевозки, заморожены корреспондентские счета банков в иностранной валюте. Куда, кому и каким образом поставлять товар, как выстраивать экспорт в условиях почти тотальной изоляции? От ответа на эти вопросы зависит судьба отечественного бизнеса и экономики.
Статистика бывает весьма лукавой. По итогам 5 месяцев 2022 года внешнеторговый оборот между РФ и Евросоюзом достиг €127 млрд – это на 41% больше аналогичного показателя 2021-го. Еще интереснее то, что российские поставки в ЕС выросли на 85,8% – до €101,8 млрд. Впрочем, львиную долю в их структуре составили энергоносители: сегодня это одновременно и конкурентное преимущество, и ахиллесова пята экономики. Экспорт нефти вырос в стоимостном выражении – из-за повышения мировых цен на нее: в июне выручка взлетела на $20,4 млрд. А вот физические объемы поставок упали в июне на 250 тысяч баррелей в сутки, до 7,4 млн б/с. И это тревожный сигнал на фоне крайне нестабильной ценовой конъюнктуры на рынках. Нефтяные котировки как никогда зависят от большой политики, а Брюссель в своем санкционном «рукаве» держит еще и решение о нефтяном эмбарго.
«С начала 2000 годов экспорт был главным источником поступления в страну валюты и, соответственно, технологических и потребительских товаров, – говорит Антон Свириденко, советник уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, директор Института экономики роста им. П. Столыпина. – Сегодня сектор ТЭК затронут санкциями по всем направлениям: задеты логистика, Спрос, расчеты. Нам надо определиться с новой экспортной стратегией, делать по-прежнему ставку на сырьевую отрасль – рискованно. На подходе новые технологии, электротранспорт, к 2030 году в мире ожидается снижение потребления нефти и угля».
Между тем, помимо государственного энергетического сектора, кризис не пощадил средние и мелкие частные компании. По данным бизнес-омбудсмена и эксперта Института имени П.А. Столыпина Бориса Титова, из 6003 предприятий в РФ попали под санкции 86,8%. Из них 11,7% закрылись полностью или частично, 77,4% – сумели адаптироваться. Эти субъекты экономики внесли весьма скромный вклад в общее увеличение российского экспорта в первом полугодии на 37,2% ($319,5 млрд против $232,9 млрд год назад). Более 60% поставок пришлись опять-таки на энергоносители. Остальное – это продовольствие и сельхозсырье, машины, оборудование, древесина, мебель.
сейчас практически полностью заблокировано авиасообщение с недружественными странами. Неподъемным по цене стал морской фрахт – в связи с дефицитом контейнеров, ограничениями на обработку грузов в портах Европы и нехваткой судов, готовых принимать на борт грузы «российского происхождения». Все это привело к перераспределению цепочек поставок на Восток. За первое полугодие железнодорожный транзит через Казахстан и Белоруссию увеличился более чем вдвое, грузы, которые раньше следовали через порты российского Северо-Запада и Юга, сегодня переориентируются на порты Дальнего Востока и сухопутные погранпереходы с Китаем.
«Экспортеры быстро адаптировались к новым реалиям, – констатирует Антон Свириденко. – Поворот в сторону ЮВА, Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки уже дал первые результаты: мы нашли рынки для традиционных товаров – сырья, продукции первичного передела. Впрочем, эти рынки не в состоянии «переварить» все поставки в том объеме, в каком они шли в западном направлении. Быстрая перепланировка является временным решением. задача ближайших лет – понять расширенный Спрос в новых странах-партнерах и адаптировать к нему предложение».
Рынки ЕАЭС, Индии, Средней Азии, Ближнего Востока были и остаются открыты для РФ. Высоким спросом здесь пользуются: российская мебель, стройматериалы и древесина (доски, брус), ювелирные изделия, косметика и средства для ухода, изделия из кожи (кошельки, сумки, чехлы для мобильных телефонов), шоколад, мороженое. нельзя полностью сбрасывать со счетов и потребителей в Европе. Если прямое транспортное сообщение отсутствует, всегда можно построить схемы доставки и получать оплату через дружественные страны. На Западе не угас Интерес к стройматериалам, запчастям для сборки мебели, текстилю, косметике, спецодежде для нужд строительной отрасли.
Что касается энергоресурсов, в Китае востребован (помимо нефти) трубопроводный природный газ: в 2021 году поставки из РФ увеличились в 2,54 раза, превысив 7,53 млн тонн, а их общая стоимость – в 2,37 раза, до $1,51 млрд. Впрочем, возможности для дальнейшего наращивания сырьевого экспорта на Востоке сильно ограничены пропускными способностями действующей трубопроводной системы. вместе с тем Китай, Индия, Вьетнам, другие азиатские рынки нуждаются в поставках химической продукции – калийных и фосфорных удобрений, аммиачной селитры.
Если говорить об экспорте российской сельхозпродукции, то его география не нуждается в кардинальной перестройке. В 2021 году больше всего зерновых (доля в структуре экспорта АПК – 30,8%) РФ поставила в Турцию, Египет, ЕС и Саудовскую Аравию. Мясную и молочную продукцию активно закупал Китай, сахар – Казахстан и Белоруссия.
Отдельная большая тема – неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры в самой России. Грузы ведь для начала надо доставлять к границам страны, в том числе по некачественным автомобильным дорогам. Средняя скорость их движения в РФ в 3–5 раз меньше, а расход топлива – в 1,5 раза выше, чем за рубежом. А в 2022 году грузоперевозки подорожали в целом на 17–20% – из-за роста онлайн-ретейла и нехватки складов. Давним системным изъяном является также система перекрестного субсидирования, когда компании одних отраслей «спонсируют» перевозки грузов других, причем на 60% это низкодоходные грузы, в основном – каменный уголь. Наконец, в России мало мультимодальных логистических хабов со своими складами. Это делает непредсказуемыми сроки доставки.
«Экономическая стратегия России неконкурентоспособна без диверсификации экспорта, – отмечает Антон Свириденко. – должен быть более сбалансированным состав отраслей в целом. Необходимо обеспечить условия для развития новых направлений экспорта и освоения новых рынков: поддержка кластеров, льготные Налоги на Инвестиции, проектное финансирование, создание хабов по переработке сырья, подписание соглашений о снятии торговых барьеров, кредитование и факторинг, обеспечение расчетов в национальных валютах, создание независимой логистической системы».
То есть, резюмирует директор Института экономики роста им. П. Столыпина, вряд ли стоит добиваться полного восстановления экспорта в прежнем составе. Надо продумать стратегию и поддержать ее набором структурированных, нацеленных на конкретные результаты мер.
Как стало известно «МК, скандально известная российская балерина Анастасия Волочкова послезавтра вылетает на Мальдивы. Анастасия…
С 1 сентября в России могут запретить организацию обращения криптовалюты. Такие поправки внесли в новую…
Писатель и партийный деятель Захар Прилепин в очередной раз выступил против гипотетического «мирного договора» между…
Всеобщий бойкот объявили школьники одного из подмосковных городов 10-летнему сыну главы округа после того, как на…
Новый механизм бактериального иммунитета, основанный на работе малоизученных белков из семейства аргонавтов, исследовали ученые Института…
Всего месяц остался до завершения учебы. А, значит, родителям скоро придется задуматься о том, чем…
This website uses cookies.