Названы предпосылки осеннего взлета цен
Росстат сообщил о замедлении годовой <span class="wp-tooltip" title="инфляция в психологии — Затопление сознания содержанием берущим начало в коллективном бессознательном и связанным прежде всего с энергией либидо Если Я не в состоянии включить данные содержания в свою сознательную жизнь то в июле до 15,1% — после июньских 15,9%. Это дает некий повод для оптимизма, на поверку — абсолютно аморфный. Каждое лето динамику потребительских цен определяет в основном плодоовощная продукция, цены на которую благодаря сезонному фактору традиционно низки. Но, как предсказывают независимые эксперты, начиная с сентября И снова раскрутится, а в декабре может достичь высшей точки.
фото: Лилия Шарловская
Согласно подсчетам Росстата, дефляция в июле составила 0,39% после аналогичной дефляции 0,35% в июне. Напомним, речь идет об устойчивом снижении общего уровня цен на товары и услуги за определенный период времени. дефляция в противовес <span class="wp-tooltip" title="инфляция в психологии — Затопление сознания содержанием берущим начало в коллективном бессознательном и связанным прежде всего с энергией либидо Если Я не в состоянии включить данные содержания в свою сознательную жизнь то , которая влечет обесценивание денег, приводит к увеличению их покупательской способности. Но одновременно она является следствием слабого спроса из-за сокращения реальных располагаемых доходов населения, стремления сберегать, а не тратить, меньшей доступности кредитования.
Ранее ЦБ устами Эльвиры Набиуллиной заявил, что текущая дефляция в стране обусловлена мартовско-апрельским скачком цен, который спонтанно возник на фоне санкций, потери производственно-коммерческих связей, общей стрессовости и турбулентности в экономике. Спрос был ажиотажным, а предложение — неустойчивым. С тех пор рынки понемногу адаптируются к новой для себя реальности, и дефляция, наряду с сезонным фактором удешевления овощей-фруктов, — одна из производных этих адаптационных процессов. Но долго так продолжаться не может, да и с цифрами Росстата не все просто.
«Я не верю официальной статистике, поскольку не ощущаю никакого ее влияния на мой кошелек, — говорит финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов. — Да, плодоовощная продукция заметно подешевела этим летом, но с другими товарами ничего подобного не происходит. Импорт на складах заканчивается, новых поставок не будет. Параллельный импорт на заместит в полной мере западные товары, которые были представлены у нас в магазинах. Плюс на ценах скажется энергетический кризис: если товары и доедут до России, то с приличной наценкой. Те же смартфоны например. Ситуацию ухудшают засуха в Европе, жаркая погода в нашей стране, неопределенность с урожаем и стоимостью топлива, проблемы с логистикой».
В общем, рано радоваться: несмотря на пересмотр Центробанком прогнозных показателей <span class="wp-tooltip" title="инфляция в психологии — Затопление сознания содержанием берущим начало в коллективном бессознательном и связанным прежде всего с энергией либидо Если Я не в состоянии включить данные содержания в свою сознательную жизнь то в сторону уменьшения до 12–15% к концу 2022 года, велика вероятность того, что с сентября цены начнут повышаться. По мнению Антонова, подтолкнуть вниз их может только одно — обвал потребительского спроса из-за отсутствия денег у населения.
«В августе сезонный фактор тоже проявит себя сполна: в этом месяце овощи-фрукты обычно дешевле, чем в июле, — рассуждает главный научный сотрудник Института экономики ран Игорь Николаев. — А вот осенью эта тенденция оборвется. рубль будет ослабевать по мере сокращения экспорта, вступления в силу все новых ограничений со стороны Запада. Таких, например, как вступивший в силу запрет на поставки российского угля, что означает миллиарды евро потерянных доходов бюджета. Соответственно, экспорт в стоимостном выражении будет снижаться, а импорт, напротив, — расти. Увеличится Спрос на иностранную валюту: та будет крепнуть, а курс рубля — падать, способствуя разгону инфляции».
Как напоминает собеседник «МК», И зависит не только от курса национальной валюты, но и от общей экономической ситуации в стране. ВВП у нас продолжает снижаться (в июне спад составил 4,9% в годовом выражении), объемы промышленного производства, грузооборота, розничной торговли — сокращаться. С 1 июля на 3,37% повысились тарифы ЖКХ, авиаперелет в экономклассе стал дороже на 14,1%.
«Россияне перешли на кризисную модель потребления: больше откладывать и экономить, меньше тратить, — говорит частный инвестор Федор Сидоров. — И такая ситуация — надолго, поскольку население не верит в стабилизацию экономики, ожидает ухудшения. Впрочем, осенью граждане традиционно покупают одежду на новый сезон, а в преддверии 1 сентября многие семьи вкладываются в «портфель школьника» — канцтовары, обувь. Поэтому вскоре И снова пойдет в рост, но не столь стремительно, как весной 2022 года».
По словам главного аналитика TeleTrade Марка Гойхмана, в осенние месяцы объемы импорта могут заметно вырасти, по мере исчерпания старых товарных запасов на складах. Ввозимые товары будут обходиться дороже, а собственное Производство — сокращаться из-за сжатия экономики. В итоге соотношение между денежной массой и товарным наполнением подтолкнет потребительские цены вверх — до уровня 16-17% по итогам года.