Правозащитники ужаснулись статистике домашнего насилия в России
Независимое исследование, проведенное консорциумом женских неправительственных организаций, выявило пугающую статистику. За два пандемийных года количество женщин, убитых в ходе ссоры мужьями или партнерами, составило 70% от всех женских смертей. В целом в пандемию показатели домашнего насилия заметно выросли. Чтобы вычислить это, правозащитникам пришлось создать специальный цифровой алгоритм.
Всего эксперты изучили 11175 приговора за 2020-2021 годы. Исследователи отмечают, что реальная статистика домашнего насилия с убийством женщин может быть и выше, поскольку некоторые приговоры публикуются задним числом или вовсе не обнародуются.
одна из исследователей, программист Светлана Жучкова сетует, что официальной статистики «домашних» убийств МВД не публикует. Кстати, убийства, совершенные бывшими — мужьями, парнями, партнерами, отдельно в уголовную статистику не попадают. Росстат публикует свои списки на основании данных, предоставляемых МВД.
Собранные НКО цифры не оставляют сомнений в том, что доля домашнего и партнерского насилия в России выросла, и продолжает расти. В 2020 году число убийств женщин мужьями, действующими и бывшими, составило 70.9%, а в 2021 году — 71.7% (хотя «допандемийная» цифра в среднем тоже довольно велика — 66%). Поэтому можно с определенностью сказать – режим самоизоляции в РФ спровоцировал ухудшение домашнего насилия.
Даже описание методов Жучковой вызывает эмоциональный отклик. Вот несколько типичных по сценарию убийств. например, убитая сожителем в 2020 году в Москве Екатерина Тельникова, которая несколько раз обращалась в полицию из-за побоев. И в день убийства она тоже звонила в полицию, кричала, звала соседей… Или убитая мужем в 2028 году Елена Вербе, которой нанесли 57 ударов ножом…
Выходит, что при всем официозном стремлении к улучшению демографии, уровень домашнего насилия в стране повышается. Около 70% от всех убийств женщин совершаются партнерами и супругами, в том числе бывшими. Самый высокий уровень домашнего насилия выявлен в 5 регионах РФ. Это Санкт-Петербург, Пермский край — 77%, Омская область, Курганская область, Московская область — 75%.
«Пандемия COVID-19 в России поставила женщин в еще более уязвимое положение, чем оно было до нее», — считает руководительница Центра защиты пострадавших от домашнего насилия, адвокат Мари Давтян. Она подчеркивает, что «лишь в малой части регионов страны домашнее насилие было признано проблемой», есть убежища, «горячие линии» и хоть какая-то помощь. На законодательном уровне, поддержки у женщин, которых регулярно избивают и грозят убить, в России нет.
— Действительно, еще в 2020 году мы с несколькими помогающими организациями, которые занимаются темой домашнего насилия, обращались в МВД, – рассказывает правозащитник, соосновательница движения «Ты не одна» Алена Попова. – И спрашивали – какое увеличение случаев домашнего насилия произошло во время пандемии? Тогда пресс-служба МВД ответила, что количество тяжких преступлений и также побоев в семье снизилось, а выросло количество киберпреступлений. А мы все тогда были завалены работой, обращениями, которые к нам поступали. Мы видели, что насилие не просто выросло – оно усугубилось, насильники стали применять изощренные и жестокие способы. Наказание за побои стало административным, штраф в 5 тысяч рублей. Насильники теперь чувствуют себя спокойно и переходят к тяжкому вреду, приводящему к смерти.
Ситуация только ухудшается, потому что нет мер защиты от преследования. В Думу не внесен закон</span о профилактике семейного насилия, не введена охранные ордера, не состоят на учете домашние насильники. И женщин убивают. Свежий пример, которым сейчас занимаюсь – убийство Дины Махияновой. Дина подавала 13 заявлений в полицию. На одном видео, которое я смотрела, ее бывший муж Алик прямо в полиции заявляет, что он ее убьет. Полиция ничего не сделала, Дина мертва.
Можно сказать, что во время пандемии <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы изолировалось от проблемы. Случалось, что в пандемию полиция на вызовы и не выезжала, мотивируя, что может, в адресе могут быть больные коронавирусом.
В общем, что было сделано за все это время – так это на госпортале появилась информация. Если вам угрожает домашнее насилие – куда обращаться, что делать. Но, в отсутствие мер профилактики, когда ответственность – это тот самый штраф, который женщина часто еще и сама платит, если насилие в семье – это катастрофа. Хотя бы мера административного ареста на 15 суток применялась, но этого тоже не делается. Решить проблему семейного насилия можно только комплексно, никакие кусочные меры уже не помогут. Потому что сегодня насильники чувствуют, что у них развязаны руки.