Почему цены падают, а мы этого не замечаем
Потребительские цены за июль, по данным Росстата, снизилась на 0,39%. Да, вот так: до сотых долей процента все посчитано, хотя выглядит забавно, согласитесь. главное состоит в том, что, оказывается, цены снижаются. Кстати, по официальной информации, годовая И снижается третий месяц подряд. Не замечали?
фото: Алексей Меринов
Очень многие, услышав такую информацию, никогда не поверят, что цены снизились. Так может быть это правдой или нет? Давайте все-таки поподробнее о ценах, которые снижаются (на примере того же минувшего июля 2022 года). Или не снижаются?
Уточним для начала, как считается И. Образно говоря, считается она как «средняя температура по больнице», которая, как известно, ближе к 36,6 С°. А все потому, что у каких-то больных температура пониженная, а у кого-то, разумеется, повышенная. Ну а средняя получается почти нормальной.
Теперь смотрим на цены в июле, которые в среднем снизились. И вправду, плодоовощная продукция, включая картофель, упала в цене на 11,5%. Это много, но, учитывая почти пик плодоовощного сезона, наверное, неудивительно. Яйца куриные подешевели в июле на 4,4%, сахар-песок — на 3,5%, гречка — на 3,2%. Даже чай черный байховый пакетированный снизился в цене на 1,3%…
Однако наше потребительское внимание естественным образом обращается не на те продукты, цена на которые снизилась, а на те, которые подорожали. например, те, кто мог себе это позволить, безусловно, отметили, как скакнули цены на рыбу охлажденную и мороженую разделанную лососевых пород. сейчас эти люди сильно удивятся, но оказывается, что прирост цен на рыбу за минувший месяц составил всего 1,5%. Кстати, на столько же подорожал в июле маргарин, карамель — на 1,4%, хлопья из злаков (сухие завтраки) — на 1,3%, манка — на 1,1%. Из подорожавших в июле 2022 года продуктов питания в лидерах жевательная резинка, цена на которую выросла за месяц на 2%. Не удивляйтесь, ошибки нет, жевательная резинка действительно проходит по группе «продукты питания». Надеюсь, что это все-таки не повод употреблять жвачку в пищу.
Итак, наше внимание концентрируется не на том, что подешевело, а на том, что подорожало. Понятно почему — людей это волнует гораздо больше. Поэтому эффект подорожавшей рыбы для нашего восприятия гораздо больше, чем эффект сильно подешевевших овощей. Тем более что снижение цен на овощи в июле — это же естественно. А как иначе? Поэтому и наше ощущение <span class="wp-tooltip" title="инфляция в психологии — Затопление сознания содержанием берущим начало в коллективном бессознательном и связанным прежде всего с энергией либидо Если Я не в состоянии включить данные содержания в свою сознательную жизнь то однозначное: все сильно дорожает.
Теперь давайте посмотрим, что происходило в июле с ценами на непродовольственные товары. В лидерах роста цен спички, подорожавшие на 2,3%. Спичками сейчас мало кто пользуется, плюс относительно других товаров они стоят традиционно недорого. И наше внимание, наше впечатление от того, что происходило с ценами на товары непродовольственной группы, конечно же, складывалось не из-за спичек.
Зато для миллионов россиян большое <span class="wp-tooltip" title="Обобщенная форма отражения индивидом общественно-исторического опыта Запечатлено в схемах действий понятиях социальных ролях нормах и ценностях Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности" имеет то, сколько стоят школьные учебники, сколько вообще стоит собрать ребенка к 1 сентября. Так вот, в лидерах роста оказались: учебники и учебные пособия — цены выросли на них в июле на 2,2%, и брюки для детей школьного возраста из полушерстяной ткани — на 1,9%. Были и другие заметно подорожавшие товары: мыло туалетное — на 1,9%, нитки швейные — на 1,8%, пеленки для новорожденных — на 1,7%.
Теперь смотрим, какие непродовольственные товары были «в противовесе» с точки зрения стоимостной динамики: холодильники двухкамерные, цены на которые снизились в июле на 6,3%, фотоаппараты — снижение на 5,6%, металлочерепица — на 5,1%, миксеры и блендеры — на 4,8%, швейные машинки — на 4,7%.
И здесь примерно то же самое, что и по продовольственным товарам: внимание людей в гораздо большей степени концентрируется на более часто покупаемых учебниках и пеленках, чем на машинках швейных и холодильниках двухкамерных. Последние приобретаются один раз за много лет. Это вам не пеленки, мыло туалетное и учебники, которые требуются регулярно.
Поэтому неудивительно, что впечатление однозначное: все дорожает. Статистики же, после того как посчитают динамику цен на все товары, приходят к другому результату.
Наконец, для полноты картины давайте посмотрим, что происходило в июле 2022 года с ценами и тарифами на отдельные группы и виды услуг. Замечу, что это третья (и последняя) группа, по которым считается потребительская И: продовольственные товары, непродовольственные товары, услуги. Неужели и здесь есть какие-то виды услуг, которые подешевели в июле? Представьте себе, есть. Это рытье могилы — на 0,4%, установка пластиковых окон — на 0,6%, итоговая стоимость полиса каско — на 0,8%, поездка в Беларусь — на 4,6%, поездки в отдельные страны Юго-Восточной Азии — на 6,1%, плата за пользование потребительскими кредитами — на 9,3%.
Теперь сравним с тем, что подорожало. Про услуги ЖКХ все знают: статистики утверждают, что сильно подорожало водоотведение — на 5,6%, а также обращение с твердыми коммунальными отходами — на 5,8%. Еще больше, что неудивительно, выросли цены на поездки в отдельные страны Средней Азии — на 5,9%, в некоторые страны Южной Азии — на 11,5%, на отдых в ОАЭ — на 12,2%. Само собой разумеется, что в июле выросли тарифы на полеты в салоне экономкласса самолета — на 14,1%.
И все-таки, говоря про услуги, картину для нас, потребителей, определяет прежде всего то, что происходит с тарифами на услуги ЖКХ, которые заметно выросли. И никакое рытье могилы (прости господи!), подешевевшее, как утверждает статистика, в июле на несколько десятых долей процента, не перебьет эту динамику.
С услугами, кстати, оказалось, что ощущения совпали с формальными результатами статистики: мы ощущаем, что цены выросли, а статистики это и зафиксировали.
значит ли это, что статистика у нас абсолютно точная и все дело исключительно в нашем восприятии? Нет, я бы категорично это не утверждал, но ощущения и восприятие — да, имеют <span class="wp-tooltip" title="Обобщенная форма отражения индивидом общественно-исторического опыта Запечатлено в схемах действий понятиях социальных ролях нормах и ценностях Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности".
И не следует думать, что это только проблема людей, если они так воспринимают происходящее с ценами. Все не так просто! Если люди уверены, что цены растут гораздо быстрее, чем им говорит об этом статистика, это формирует у них так называемые инфляционные ожидания. То есть появляется уверенность, что И высокая и она будет оставаться таковой. А это уже является самостоятельным проинфляционным фактором, подстегивающим рост цен.
Работает это примерно так. Вы, допустим, самозанятый, репетитор к примеру. И уверены, что цены будут быстро расти. В таком случае вы сами будете ускоренно повышать цены на свои услуги, чтобы обезопасить себя от грядущего, по вашему мнению, подорожания всего вокруг. Такой вот получается замкнутый круг: уверенность в быстром росте цен — повышенные инфляционные ожидания — реально высокая И. И это только одна из причин, почему в целом по году И в России такая высокая. Около 13–15% годовой <span class="wp-tooltip" title="инфляция в психологии — Затопление сознания содержанием берущим начало в коллективном бессознательном и связанным прежде всего с энергией либидо Если Я не в состоянии включить данные содержания в свою сознательную жизнь то в 2022 году (примерно на этих цифрах сходятся сегодня официальные прогнозы) — это не очень хороший результат, и никакие рапорты о дефляции в летние месяцы такую оценку не исправят. А причины? Причины всегда можно найти, объективные и субъективные. Но главная из них сидит в наших головах.