Путин отправил Мишустина на пожар
Владимир Путин подтвердил, что не привязан к датам и цифрам: 24 августа он провел совещание по борьбе с пожарами, а про полгода спецоперации высказываться не стал. По словам президента, в целом ситуация с пожарами складывается лучше, чем в прошлом году, но трем регионам — Рязанской и Нижегородской областям, а также Республике Марий Эл требуется особое внимание. Его обеспечит внушительный десант федеральных чиновников во главе с премьер-министром Михаилом Мишустиным, которому Путин поручил лично посетить пострадавшие от огня территории.
фото: kremlin.ru
Владимир Путин уже проводил мероприятия по борьбы с лесными пожарами — 10 мая было большое тематическое совещание, а 25 июля президент заслушал доклад главы МЧС Александра Куренкова, который пожаловался, что люди на местах «ведут себя немного расслабленно» и «работают по-старому».
15 августа еще одно совещание по пожарам провёл Михаил Мишустин: на нем говорилось о том, что федеральные деньги, которые регионы получают на тушение пожаров, в этом году были увеличены в два раза с 6 до 14,2 млрд руб — и то ли поэтому, то ли благодаря благоприятным погодным условиям на Дальнем Востоке (а скорее всего по совокупности двух факторов) число возгораний снизилось на 15%, а площадь, пройденная огнем, сократилась более чем в два раза.
Однако премьер как в воду глядел. «Ситуация остается сложной!», — предупредил он, подчеркнув, что страна у нас большая, и губернаторы должны сохранять бдительность.
И вот в конце августа «прилетело» откуда не ждали: смог от пожаров в регионах Центральной России накрыл Москву и область. Хотя по сравнению с тем, что творилось на Дальнем Востоке (напомним, что в 2021 году только в одной Якутии горело 4 млн га), площадь возгорания в Рязанской и Нижегородской областях небольшая (в общей сложности менее 20 тысяч га), тема пожаров вновь вошла в повестку Кремля.
Источники сообщают, что вообще-то 24 или 25 августа Владимир Путин планировал провести традиционную предвыборную встречу с врио губернатора Рязанской области Павлом Малковым. Однако в той ситуации, в которой оказался регион, обсуждать успехи в социально-экономическом развитии было явно не комильфо. И г-ну Малкову пришлось докладывать о главной проблеме — борьбе с лесными пожарами.
Из его объяснений следовало, что ЧС, по большому счету, просто прошляпили. Думали, что огонь вот-вот потухнет, и федеральный центр о нем не информировали. Настоящая борьба началась, когда смог достиг Москвы — сейчас основную часть группировки составляют мощности столичного правительства, которое усвоило печальный опыт 2010 года (напомним, что тогда смог от торфяных пожаров привёл к отставке Юрия Лужкова). «Прибыли все префектуры с необходимой техникой», — сообщил Малков.
Сергей Собянин уточнил, что это не просто техника, а 28 мощнейших бульдозеров и 6 вертолетов, заточенных на борьбу с пожарами любой сложности. сейчас, по словам градоначальника, сил и средств в Рязанской области достаточно, но масштабы ЧС таковы, что требуется время для ее локализации. «12 тысяч га — это уже целая войсковая операция», — подчеркнул он.
Собянин предложил Путину изменить критерии, в соответствии с которыми пожару присваивается статус федерального. И, помимо прочего, учитывать распространение смога. например, сейчас дым от рязанских пожаров распространяется на 400 км. От них страдают 20 млн человек, проживающих не только в Рязанской области, но и в других регионах (это Москва, МО и Владимирская область. — «МК»). Кроме того, по мнению московского мэра, у соседей есть проблемы с профилактическими мероприятиями: часто пожары возникают в одних и тех же местах, однако подъездные дороги и специальные полосы, позволяющие остановить распространение пламени, там не строятся.
Губернатор Нижегородской области поспешил доложить, что его пожары на задымление в Москве никак не влияют. И вообще, в отличие от Рязани развитие негативного сценария остановлено — огонь локализован, «идет дотушивание». Еще лучше дела обстоят в Марий Эл: там только один пожар, причем в активной стадии горения находятся всего 27 га. Все три губернатора заверили президента, что в течение 2-3 дней обстановка на вверенных им территориях принципиально улучшится. А полностью пожары в Центральной части РФ будут ликвидированы за две недели.
Однако Владимир Путин в преддверии выборов принял решение не пускать дело на самотек и отправить в «регионы горения» …. внушительную группировку федеральных чиновников. Точнее, сначала речь шла только о вице-премьере Дмитрии Григоренко, накануне возглавившем правительственную комиссию по борьбе с пожарами.
Но желающих оказалось гораздо больше. «С вашего разрешения хотел бы принять личное участие в командировке в наиболее горимые регионы», — обратился к Путину Александр Куренков, как будто без одобрения президента министр, отвечающий за ликвидацию ЧС, не может выехать на место происшествия.
Кроме того, о намерении присоединиться к Григоренко объявили Сергей Собянин и глава Минприроды Александр Козлов. Владимир Путин их инициативу поддержал. Но все же решил, что этого будет недостаточно.
«Я просил бы Михаила Мишустина эти территории тоже посетить. Пожалуйста, подготовьте соответствующие материалы», — обратился он к чиновникам. Президент подчеркнул, что все средства, силы и ресурсы для реагирования на подобные ЧС в стране есть — события «по освобождению ДНР» и «стабилизации ситуации в ЛНР» на это никак не влияют. «Вопрос только в организации работы», — сказал он. Путин отметил, что в ходе посещения проблемных регионов чиновники должны думать не только о тушении пожаров, но и о помощи пострадавшим. «Я прошу МЧС и правительственные службы подготовить соответствующие предложения», — распорядился президент.