Выступление Путина на ВЭФ показало, как изменились его взгляды
Владимир Путин, выступая на пленарном заседании ВЭФ, продемонстрировал эволюцию своих взглядов в отношении происходящего на Украине. По его словам, СВО является «зеркальным ответом» на действия киевского режима. «Мы ничего не начинали, мы только заканчиваем!» — подчеркнул он. Сам киевский режим Путин впервые назвал нелегитимным, поскольку «первичным источником» его власти является госпереворот 2014 года. Ранее в Кремле по-другому относились к Зеленскому и давали иные трактовки причин спецоперации. Впрочем, изменения претерпели и другие взгляды президента.
В этом году зарубежным гостям модератор уделил еще меньше внимания, чем это случается обычно. фото: kremlin.ru
В программной речи Владимира Путина, с которой он обратился к гостям и участникам ВЭФ, не было ни слова про Украину. Президент снова критиковал коллективный Запад за безрассудные решения, принимаемые с подачи США, и гордился тем, что Россия справляется с санкциями лучше, чем ожидали эксперты. Самое «дно», по его словам, уже пройдено, и ситуация постепенно нормализуется — «об этом говорят важнейшие показатели».
Спад экономики будет «незначительный» — в районе 2%. А И к концу года снизится до 12%, а к началу второго квартала 2023 года вернется на целевые показатели 4–6%. Прогноз президента оказался еще более оптимистичным, чем недавние заявления первого вице-премьера Андрея Белоусова, которого многие упрекали в шапкозакидательстве. Впрочем, главное, по мнению ВВП, даже не конкретные показатели, а общий тренд: если в Европе ситуация только ухудшается (закрываются предприятия, растут И и Безработица), то в России она по всем направлениям улучшается. Об уверенности властей в завтрашнем дне наглядно свидетельствует бюджет, отдельные параметры которого впервые озвучил Путин.
Несмотря на спецоперацию и расходы на преодоление санкций, в нем предусмотрен большой профицит (почти 500 млрд руб.). «А консолидированный бюджет регионов сверстан очень хорошо — профицит 1,5 трлн рублей», — озвучил хорошие новости Владимир Путин.
Он пояснил, что ничего не сказал об Украине, поскольку эта страна не входит в тот регион, которому посвящен дальневосточный форум. Однако тема имеет Право на обсуждение. Путин подчеркнул, что изначально агрессия в отношении ДНР и ЛНР была проявлена киевским режимом. А Россия только ответила «зеркально», причем сделала это в полном соответствии с нормами международного права. «Мы это сделали сознательно.
Это наш долг, и мы исполним его до конца. Это приведет к укреплению страны как изнутри, так и в мире», — сказал Путин, подчеркнув, что после 24 февраля Россия ничего не потеряла, но многое приобрела — и, самое главное, укрепила свой суверенитет. Киевский режим он на этот раз открыто назвал нелегитимным, пояснив, что первоисточником власти нынешнего руководства Украины является госпереворот 2014 года. Напомним, что ранее СВО считалась «самозащитой от создаваемых России угроз и еще большей беды».
А Владимира Зеленского в Кремле публично называли легитимным президентом. Примечательно, что ровно год назад, когда Путина спросили, приедет ли когда-нибудь Зеленский на ВЭФ, он даже не задумывался. «А почему нет? Я очень на это рассчитываю, потому что считаю, что та ситуация, в которой мы находимся, является абсолютно ненормальной и неестественной», — ответил тогда ВВП. Прошло совсем немного времени, и ненормальная ситуация сменилась новой нормальностью, в которой такой вопрос даже в голову никому не приходит.
Владимир Путин признал, что спецоперация привела к поляризации в мире и внутри страны, но это, по его мнению, пойдет только на пользу. «Все ненужное, вредное, все, что нам мешает идти вперед, будет отторгнуто», — подчеркнул президент. Позже он скажет, что уехавшие из страны журналисты только рады были возможности уехать «под видом того, что им здесь что-то угрожает». По словам ВВП, «сегодняшняя ситуация вынуждает определить свою позицию тех, кто ее имеет».
Одни журналисты приняли решение поехать в ближайшую заграницу и работать в антироссийских центрах. Другие остались пояснять гражданам позицию руководства России по поводу «действий, направленных в защиту интересов русского народа». «Подавляющее большинство граждан эту позицию понимают», — подчеркнул он. Путин дал понять, что не считает жесткий приговор Ивану Сафронову, которому дали 22 года по делу о госизмене, и закрытие газеты нобелевского лауреата Дмитрия Муратова давлением на СМИ. Он отказался судить о справедливости приговора Сафронову, напомнив, что у генпрокурора есть Право его опротестовать, а у самого осужденного — подать апелляцию.
вместе с тем президент, по всей видимости, считает доказанным, что журналист «Коммерсанта» «зарабатывал тем, что собирал соответствующие материалы и передавал их в распоряжение одной из западных разведок». Раньше ВВП говорил, что нельзя привлекать к уголовной ответственности за распространение данных из открытых источников, однако соответствующие изменения в статью о госизмене так и не были внесены. Изменилось отношение и к Нобелевской премии Дмитрия Муратова. Если осенью 2021 года президент поздравлял его с хорошей компанией в лице Обамы и Горбачева, то сейчас дал понять, что Обама получил премию незаслуженно. И вообще «Нобелевский комитет дезавуировал и обесценил значимость премий в гуманитарной области».
Помимо Путина в пленарной сессии форума принимали участие политики из Китая, Монголии, Армении и Мьянмы. Однако в этом году зарубежным гостям модератор уделил еще меньше внимания, чем это случается обычно. Даже Никол Пашинян на ВЭФ говорил гораздо меньше, чем Касым-Жомарт Токаев на ПМЭФ. (Впрочем, вспоминая выступление Токаева, назвавшего ДНР и ЛНР квазигосударствами, которые никогда не будут признаны Казахстаном, можно предположить, что так специально и задумывалось.)
Однако беспокоились организаторы зря. В отличие от Токаева, Пашинян, которого некогда называли прозападным политиком, был крайне осторожен в своих оценках. О конфликте на Украине не говорил вообще. А переезд в Армению тысяч россиян связал не с политическими убеждениями, а с материальной заинтересованностью: «им надо получать зарплаты» от находящихся за рубежом работодателей.
Хотя европейские страны к региону АТР имеют так же мало отношения, как и Украина, о них на форуме изначально говорилось много — гораздо больше, чем о восточных соседях. Владимир Путин дал понять, что Россия недовольна тем, как осуществляется «зерновое» соглашение, заключить которое в целях спасения голодающих Москву призывал ЕС. Только два из 87 кораблей с украинским продовольствием отправились в развивающиеся страны.
А остальные пришвартовались в Европе. Путин пообещал посоветоваться с Эрдоганом на предмет ограничения вывоза зерна и другой сельхозпродукции из украинских портов по европейскому маршруту. Что касается решения ЕС ввести потолок цен на российские нефть и газ, то, по словам президента, это «глупость» и «чушь», не имеющая никаких перспектив: установки политического характера, противоречащие контрактам, выполняться Москвой не будут. «Вообще ничего не будем поставлять — ни газ, ни нефть, ни уголь, ни топочный мазут. Останется только одно: приговаривать «мерзни, мерзни, волчий хвост», — пригрозил он.
Однако сложилось устойчивое впечатление, что Путин не верит в такое развитие событий и рассчитывает, что под давлением граждан политики на Западе ближе к зиме будут вынуждены передумать. «Мы видим, в Германии сейчас демонстрации ходят с требованием включить «Северный поток-2». Мы разделяем эти требования потребителей. Мы готовы это сделать завтра, достаточно только кнопку нажать», — заявил ВВП.
Но даже если предположить, что «Северный поток-2» так и не будет запущен, огромные средства потрачены не зря. По словам Путина, в ходе строительства Россия получила передовые технологии, которых раньше у нее не было. А куда их применить — найдется: планов по строительству газопроводов в сторону дружественных стран уже сейчас громадье.