Генерал Опарин оценил подход к назначению на должности авиационных замполитов
Прошло четыре года со дня создания в Вооруженных силах Главного военно-политического управления. За это время сформирована в целом структура военно-политических органов, укомплектованы штаты политработников. Однако не во всех родах войск подход к комплектованию должностей военно-политических работников себя оправдал. Так считает. бывший командующий Дальней авиацией, Заслуженный военный летчик, член Общественного совета при Минобороны РФ, кандидат военных наук генерал—лейтенант Михаил Опарин. «МК» публикует заметки командующего.
фото: Геннадий Черкасов
30 июля 2018 года указом президента создано главное военно-политическое управление Вооруженных сил. Это событие тогда вызвало много толков, суждений и оценок, как в военной среде, так и в обществе. Были скептики, которые опасались проявлений формализма в работе новых замполитов, их непрофессионализма.
Те, кто таким образом рассуждал, возможно имели для этого основания. Действительно, в прежние времена в среде политработников, как, впрочем, и среди других специалистов, встречались люди недостаточно грамотные, слабо подготовленные в профессиональном отношении, а порой просто непорядочные. Но таких было немного. И делать подобные обобщения в отношении всех политработников и политработы в целом неправильно и даже вредно.
За долгие годы службы я встречался и непосредственно работал со многими политработниками. И о подавляющем большинстве из них храню самые добрые воспоминания. В должности командира авиационной эскадрильи, а потом — командира полка, дивизии дальних ракетоносцев, командующего воздушной армией стратегического назначения и Дальней авиацией, всегда работал в тесном контакте со своими заместителями по политической части.
Учитывал их мнение и советы при выработке решений по организации боевой и политической подготовки, работе с офицерскими кадрами, семьями военнослужащих. Положительно оцениваю их роль в поддержании правопорядка и воинской дисциплины, обеспечении безопасности полетов, сплочении воинских коллективов и поддержании в них здоровой морально-психологической атмосферы.
Создание Главного военно-политического управления лично я воспринял с оптимизмом. Полагал, что теперь работа с людьми получит новый положительный импульс, появятся непосредственные организаторы этой работы на всех уровнях. Но, к сожалению, через четыре года вижу, что не все мои надежды оправдались.
В чем, на мой взгляд. одна из основных проблем? В некоторых частях и большинстве подразделений до сих пор не хватает непосредственных организаторов этой работы. Сужу по Дальней авиации. Там нередко отсутствуют заместители командиров по военно-политической работе в ротах, батальонах и даже авиационных эскадрильях.
Считаю, что не на пользу делу и такая кадровая новация: принято решение назначать в авиации на должности заместителей командиров по военно-политической работе только летчиков. Смысл понятен: летчик — ключевая фигура в авиации и такой подход повышает <span class="wp-tooltip" title="Обобщенная форма отражения индивидом общественно-исторического опыта Запечатлено в схемах действий понятиях социальных ролях нормах и ценностях Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности" и престиж военно-политических должностей. Но, как говорится, есть одно «но».
В оперативно-тактической авиации подобный порядок назначения на замполитские должности был всегда. А вот в Дальней и Военно-транспортной авиации подход к подбору и назначению замполитов был несколько иной. На эти должности назначались лучшие летчики и штурманы с должности командира или штурмана отряда и имевшие квалификацию специалистов 1-го класса.
И вот теперь опытных и подготовленных заместителей командиров дивизий и полков по военно-политической работе из числа штурманов пришлось для соблюдения штатно-должностной дисциплины перемещать на другие должности, часто со значительным понижением, а на их место назначать неподготовленных и мало расположенных к этой работе летчиков с командных должностей, чтобы соблюсти штатный формуляр.
Как опытный командир считаю, что это ошибочное решение. Оно, помимо всего прочего, причинило моральный вред офицерам, многие годы достойно выполнявшим свои должностные обязанности и смещенным с этих должностей. Да и самой замполитской должности, с которой так запросто можно быть смещенным, не добавило авторитета.
Создание Главного военно-политического Управления Вооруженных сил Российской Федерации воспринималось мной как начало возрождения конкретной и эффективной работы с людьми, с воинскими коллективами, с семьями военнослужащих. Были четко определены функции и задачи Главного управления и еще семи управлений в его составе. Но ведь политическая работа должна проводиться в войсках. Во все времена её центром было подразделение. А кадров, обязанных и способных проводить эту работу, пока не хваатет. Пока их не будет, не будет и содержательной и эффективной военно-политической работы.
Общественный совет при Министерстве Обороны РФ внес свои предложения в адрес заместителя Министра обороны — начальника Главного военно-политического управления по улучшению политической работы в войсках. Ответ пришел быстро. В письме от первого заместителя Главного военно-политического управления подтверждалась правильность наших предложений и даже указывались изменения в штатах Дальней авиации и Военно-транспортной авиации, которые планируется ввести. Мы очень ждем этих изменений.
Безусловно, это потребует дополнительных усилий и дополнительной численности личного состава. Иначе, сформулированные цели останутся лишь красивыми фразами на бумаге. Хочется надеяться, что начатое доброе дело будет продолжено и принесет, в конце концов, желаемый результат.