Казахстан ужесточил условия транзита российских фур: заговорили о новых экономических разногласиях
В Казахстане начали задерживать российские грузовики, которые перевозят товары из Европы. Уже остановлено не менее восьми фур. У Астаны есть претензии к перевозчикам. Речь идет о транзитной транспортировке, когда фуры из ЕС вывозит европейская компания, а на границе с Белоруссией автопоезд перецепляют на грузовики белорусских или российских организаций. Казахстан теперь требует у водителей разрешительные документы на грузы, выданные компании, которая везла товары по территории Евросоюза. Между тем эксперты полагают, что в действиях казахской стороны присутствует политический подтекст. В результате такие игры могут привести к нехватке импортных комплектующих, необходимых целым отраслям экономики России.
фото: Геннадий Черкасов
По данным российского Минтранса, Астана задерживает фуры и требует у водителей разрешительные документы на грузы, выданные не российскому перевозчику, а компании, которая везла товары по территории ЕС до Белоруссии или России. В ведомстве считают требования Казахстана необоснованными. Несмотря на это в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) призвали российские компании временно воздержаться от транзитной транспортировки, пока ситуация не прояснится.
Пока сложно сказать, к чему именно приведет данная ситуация — через Казахстан импортируется множество товаров, не только из Европы, но и из стран Азии (того же Китая или Индии). И перечень таких товаров довольно большой. Что касается параллельного импорта, то ситуация в Казахстане приведет к задержкам: потребительские товары будут с опозданием поступать в розничные сети, рассказывает президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль.
По его словам, изначально правила по перецепке в Казахстане отличались от российских и белорусских: не допускалась перецепка при подобном транзите. В апреле этого года, по политическим мотивам, Астана сняла все ограничения. Перевозчики из Казахстана были очень возмущены: россияне стали забирать у них работу.
«Предположу, что в текущей ситуации без политики не обошлось. Американцы нашли рычаги воздействия на казахских коллег и применили их. Можно сказать, что в рамках ЕАЭС наблюдается кризис отношений», — полагает Коваль.
Между тем, по мнению управляющего партнера B&C Agency Ивана Самойленко, действия Казахстана — это политический жест, а также, вероятно, некий ответ на действия российских властей в отношении Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).
«Казахстан идет на политические шаги и отвечает на экономические действия России в отношении этой компании, — рассказывает собеседник «МК». — КТК — главный источник нефтедоходов Астаны, по его трубопроводу в Новороссийск поступает нефть из казахстанских месторождений, а после сырье экспортируется в Европу. Весной этого года у КТК начались проблемы — отгрузка сырья из Новороссийска была практически остановлена сначала по распоряжению Росприроднадзора (из-за утечек нефти), затем по техническим причинам. А этот маршрут обеспечивает 80% поставок казахстанской нефти в ЕС. Так что ситуация с фурами, везущими товары в Россию из Европы, — очевидный ответный демарш Астаны».
По словам Самойленко, негативные последствия для российских потребителей в виде задержек поставок — это меньшее из зол. Гораздо важнее, чтобы эти проблемы не усложнили ситуацию с критическим импортом — комплектующими, материалами, сырьем, которые необходимы целым отраслям нашей экономики.
«Будем надеяться, что решение будет найдено и в ближайшее время пройдут необходимые консультации правительств и соответствующих ведомств двух стран — России и Казахстана, что приведет к нормализации в данном вопросе», — подытожил эксперт.