Война с газопроводами России: «Турецкому потоку» грозит остановка
Европа, балансирующая на грани топливного кризиса, поступательно отказывается от любых поставок углеводородов из России. После взрывов на «Северных потоках» власти Нидерландов отозвали лицензию у компании South Stream Transport, контролирующей экспорт «Газпрома» в ЕС через Черное море по «Турецкому потоку». Остановкой продаж подобная претензия не грозит, но в будущем, когда газопровод потребует профилактического обслуживания или замены комплектующих, западные производители в связи с санкциями могут отказать российским поставщикам в предоставлении необходимого оборудования.
фото: gazprom.ru
Из направленного профильными властями Нидерландов в адрес South Stream Transport резюме говорится, что европейские регуляторы вынуждены отозвать лицензию у оператора газопровода «Турецкий поток». Амстердам ссылается на постановление ЕС, принятое еще восемь лет назад (!), которое запрещает участникам организации поставлять товары, предоставлять услуги, техническую помощь и обслуживание российских проектов, в том числе на континентальном шельфе ЕС.
«До последнего времени казалось, что турецкая ветка не окажется под воздействием энергетических санкций Запада в отношении России, — отмечает эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков. — Тем не менее, Брюссель ищет любые способы запрета или ограничения снабжения нашей страной европейских контрагентов, поэтому извлекает из прошлого давно утонувшие в архивах документы, лишь бы они давали повод ужалить Москву».
Трубопровод «Турецкий поток», проложенный из России в Турцию и запущенный в эксплуатацию в январе 2020 года, с помощью двух подводных ниток через черноморскую акваторию способен поставлять в Европу более 30 млрд кубометров газа в год, которые сначала поступают на турецкие берега, а потом транзитом транспортируется в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Основной задачей газопровода служила «разгрузка» украинской перекачивающей системы и концентрация на новых основных экспортных каналах российского «голубого топлива».
Полностью заменить систему «Северных потоков» черноморская линия, конечно, не сможет, поскольку поставки по этому маршруту закрывают потребности только самой Турции и позволяют переправлять сравнительно небольшую часть газа потребителям континента. Однако, в связи с нарушением деятель балтийской магистрали, черноморские трубы остаются сейчас чуть ли не единственной каналом газовой связи России с Евросоюзом.
«Странам западной Европы не принципиальна работа «Турецкого потока» — объясняет Юшков. — Крупнейшие потребители получают российский газ по другим каналам, в том числе за счет закупок СПГ. Тем не менее, Европа продолжает повышать ставки в противостоянии с Россией. Даже остановку «Турецкого потока» ощутит на себе весь мир: цены на газ стремительно рванут вверх. Если сейчас котировки тысячи кубометров снизились до $2 тыс, то уже через несколько дней цены могут взлететь в полтора-два раза».
Есть основания полагать, что прокачка сырья по черноморской системе будет восстановлена еще до разгара отопительного сезона в Европе, который теоретически должен стартовать в первых числах октября. Потеря лицензии, как говорят представители South Stream Transport, не ограничивает продолжение поставок углеводородов в Европу. Фирма</spa обладает юридическим правом сохранить поставки в прежних объемах, так как на основании постановления ЕС газ, который идет по «Турецкому потоку», поступает в национальные газотранспортные системы континента и обеспечивает энергетическую безопасность Европы. Выход из строя этих углеводородных маршрутов обойдется России в копеечку: упущенная Прибыль «Газпрома» от зарубежных контрактов может достигнуть нескольких сотен миллионов долларов.
А вот для стран Юго-восточной Европы остановка деятель «Турецкого потока» станет огромной проблемой, способной еще больше углубить невероятный дефицит «голубого топлива» и серьезно повысить биржевые цены на газ. По факту Европа не запрещает транзит российского газа по «Турецкому потоку», а ограничивает ремонт и предоставление новых комплектующих, поставщиками которых являются западные государства. Необходимое оборудование и контракты на обслуживание транзитных труб находятся в руках участников Евросоюза, мягко говоря, прохладно взаимодействующим с Россией. Между тем топливо, транспортируемое по черноморской сети «Газпрома», в основном доставалось Сербии и Венгрии, заключившим с Россией долговременные соглашения о продаже газа, причем на рублевой основе. Эти страны, согласившиеся остаться экономическими партнерами России даже на фоне западных санкций, пострадают в первую очередь.