Специалисты по кибербезопасности рассказали, как преступники используют фото из соцсетей
Уж сколько раз твердили миру… и родителям не выкладывать в соцсетях фото своих чад. Казалось бы, россияне все больше должны овладевать навыками безопасного поведения в Сети, но нет. Еще много остается беспечных мам и пап, чем и пользуются преступники и психически больные люди. Сюрпризом стала цифра, выявленная в ходе опроса одной известной компанией в сфере IT-безопасности – почти половина российских родителей все еще выкладывают в соцсетях массу информации о своих детях. «МК» поговорил с экспертами, чем это чревато
Причины такого поведения родителей в общем-то ясны. Их ответы собрала все та же компания: 47% опрошенных взрослых хотят сохранить воспоминания, 44% – гордятся ребенком и его достижениями, 42% хотят поделиться информацией о его жизни с родственниками и друзьями, которые тоже зарегистрированы в соцсетях. При этом почти половина мам и пап даже и не спрашивают согласия своего ребенка на обнародование его личной информации, хотя детишки могут быть достаточно взрослые – по 14-18 лет.
Какие же именно данные не боятся публиковать родители? В своих горделивых постах мамы и папы указывают имя ребенка (59%), его увлечения (42%), события из его жизни (42%), название школы или вуза (14%), а треть опрошенных – даже геолокацию (31%).
Эксперты отмечают, что, действуя таким образом, люди могут столкнуться с рисками для онлайн-безопасности. Всего 20% родителей знают пароль от аккаунта ребенка в какой-либо из соцсетей и периодически заходят туда. А 17% мам и пап выказали удивительный пофигизм – они вообще не заходят на страничку своих чад, даже как сторонние пользователи, и не в курсе, чем там их ребенок занимается, что постит, в каких группах состоит.
эксперт Лиги безопасного Интернета Никита Павлухин советует «всегда проверять включение функции геолокации (тег места), когда делаете фото». Включить или отключить эту функцию можно в настройках фотокамеры на телефоне.
– Мы рекомендуем публиковать как можно меньше фото себя и детей, особенно из дома, места работы или учебы, – предупреждает он. – Порой даже по самой безобидной фотографии преступник может получить обширную информацию о человеке.
Напомним взрослым, чем чревата такая беспечность и неосторожность.
Во-первых, данные могут быть переданы рекламодателям, которые потом начнут навязывать вам и вашему ребенку тот или иной товар.
– Любое размещение дополнительной информации позволяет профилировать эти данные, составляя определенную базу знаний, и обучать нейросети (а зачастую они у нас иностранные) анализировать данные о пользователях с тем, чтобы потом эти данные продавать, – объясняет эксперт в области расследований Интернет—преступлений, председатель совета по противодействию технологическим правонарушениям (Координационный совет Негосударственной сферы безопасности России) Игорь Бедеров.
По словам эксперта, сама соцсеть заинтересована, чтобы максимально четко и правильно анализировать ту информацию, которую размещает пользователь, чтобы предоставлять своим рекламодателям больше возможностей по наиболее таргетированной (направленной на целевую аудиторию) рекламе. Это означает продать человеку именно в том момент, когда ему нужно, ту или иную вещь или товар от наиболее выгодного продавца. Для этого анализируются все данные, которые пользователь о себе и других лицах, детях, друзьях и т.д.
Но это еще полбеды, во всяком случае, большой опасности тут нет. А вот чего действительно нужно остерегаться:
– Непосредственная угрозы для детей может заключаться в том, что публичная информация анализируется не только условными анонимными алгоритмами социальных сетей в рамках больших данных, но и отдельными сотрудниками соцсетей, которые, в том числе, могут быть с определенными психическими отклонениями, – продолжает Бедеров. – И поскольку имеется человеческий фактор, они эти аккаунты могут вскрывать, читать, что там, и потом попытаться вкрасться в доверие к ребенку.
Хуже, что тем же самым занимаются и внешние преступники – наркоманы, педофилы, террористы. детей могут вовлекать в различные противоправные сообщества: суицидальные, террористические, «сватерские» (лжеминирование) и другие. Специалисты объясняют это тем, что дети, особенно в сложный период 13-15 лет, очень зависимы от необходимости общения с лицами, которые их понимают, являются их сверстниками и вроде как представляют собой часть сообщества, в котором они развиваются. «Да, это ошибочное <span class="wp-tooltip" title="Образы представлений как правило менее ярки и менее детальны чем образы восприятия но в них находит отражение самое характерное для данного предмета Различия в яркости устойчивости и точности представлений памяти очень инди, но ребенок хочет общаться с теми, кто его понимает, а у преступников есть масса таких психологических приемов», – подчеркнул специалист.
Ну, и само собой, публикация этих данных при планомерном сборе позволяет отслеживать пользователя, контролировать его перемещение, выслеживать адрес жительства, друзей и т.д. «Использование незащищенных дополнительными средствами идентификации и сложными паролями аккаунтов позволяет злоумышленникам их легко ломать и дальше распространять от взломанного аккаунта различные «попрошайнические», вымогательские предложения или вирусы вредоносного программного обеспечения», – предупредил Игорь Бедеров.