США забеспокоились из-за закупок Европой южнокорейских вооружений
Соединенные Штаты нервно наблюдают за тем, как Европа обращается к Южной Корее за оружием. Известно, что Польша тратит на южнокорейские вооружения миллиарды, и ожидается, что другие страны последуют этому примеру.
Южная Корея заключает многомиллиардные оборонные сделки в Европе, поскольку Сеул стремится стать более крупным игроком в международных продажах оружия. И, как отмечает издание Politico, это вызывает некоторое беспокойство в оборонной промышленности США.
Контракты на танки, истребители и ракетные установки — все они были подписаны в течение последних трех месяцев — связаны с тем, что европейские столицы стремятся пополнить свои склады после нескольких месяцев отправки собственного оборудования на Украину. А Восточная Европа, которая обычно обращается к США за новым оружием, все чаще рассматривает возможность покупки нового оружия у Южной Кореи, которая заявляет, что может доставить его быстрее и дешевле.
Южнокорейские оборонные фирмы уже давно активно работают в Европе, продавая мобильные гаубицы и стрелковое оружие ряду стран, подчеркивает Politico. Но эти сделки меркнут по сравнению с контрактом на 5,8 миллиарда долларов, который Польша подписала с двумя южнокорейскими компаниями в июле. Соглашение включало 980 танков K2 Black Panther, 672 самоходных гаубицы K9 и 48 истребителей FA-50, при этом поставки некоторых танков и гаубиц должны начаться к концу этого года. Сделки могут оцениваться до 15 миллиардов долларов, если все опционы будут реализованы в ближайшие годы.
А в прошлом месяце Польша подписала контракт с южнокорейской компанией Hanwha Defense на поставку 288 реактивных систем залпового огня Chunmoo, причем первая партия прибудет в следующем году, вместо того, чтобы годами ждать, чтобы начать получать высокомобильные артиллерийские ракетные системы HIMARS американского производства.
Первоначально Польша добивалась от США поставок не менее 500 HIMARS, но на церемонии подписания 19 октября со своим южнокорейским коллегой польский министр обороны Мариуш Блащак объяснил, что «к сожалению, из-за ограниченных промышленных возможностей оборудование не сможет быть доставлено в удовлетворительные сроки. Поэтому мы начали переговоры с Южной Кореей — нашим проверенным партнером».
Огромный размер контрактов и обещания быстрого выполнения заказов привлекли внимание оборонной промышленности США.
«Американская промышленность обеспокоена тем, что это не остановится на Польше», — цитирует Politico одного из представителей отрасли, который сотрудничает с несколькими оборонными фирмами США и который — как и другие в этой статье — попросил не называть его имени. Этот источник преуменьшил способность Южной Кореи быстро выполнять заказы.
«Это чисто маркетинговый блиц со стороны Южной Кореи, — сказал инсайдер, отметив, что план по поставке оборудования к концу года — амбициозный график, и его будет трудно поддерживать в течение следующих нескольких лет. — Они не доказали, что могут доставить оборудование так быстро, как обещают».
Ожидается, что польские сделки приведут к компромиссам, которые могут быть сопряжены с некоторыми затратами для Сеула, требуя, чтобы правительство уделяло приоритетное внимание строительству Варшавы, а не пополнению собственных вооруженных сил, говорит Хаэна Джо, аналитик по вопросам обороны и вооруженных сил в Международном институте стратегических исследований: «Похоже, что у [южнокорейских] компаний есть промышленные возможности для удовлетворения потребностей, что подтверждается тем, что первая партия К2 и К9 была передана Польше за такой короткий промежуток времени. Единственный способ, которым это могло быть сделано, должен был состоять в том, чтобы Республика Корея переориентировала заказ Польши на модернизацию своих собственных вооруженных сил, что не является обычной практикой».
Оборонная промышленность Южной Кореи уже давно производит оружие и оборудование, предназначенное для совместимости с американским снаряжением, поскольку ожидается, что две страны будут сражаться бок о бок в любом конфликте с Северной Кореей или Китаем. Эта близость делает его привлекательным вариантом для стран НАТО, стремящихся перевооружиться быстро и относительно дешево.
Второй инсайдер американской оборонной промышленности менее обеспокоен. «Покупка корейского вооружения пока не является серьезной проблемой» для США, сказал источник, добавив, что у Вашингтона и европейских стран есть ряд давних отношений, которые вряд ли будут нарушены конкуренцией.
Американские военные чиновники и руководители промышленности давно признали, что оборудование, произведенное в США, и многолетние гарантии цепочки поставок, сопровождающие контракты, дороже и требуют больше времени для доставки, но в большинстве случаев оно по-прежнему превосходит оружие, произведенное за границей.
Однако масштаб амбиций Южной Кореи невозможно сбрасывать со счетов, замечает Politico.
Президент Юн Сок Ёль заявил в августе, что его цель — вывести свою страну в четверку крупнейших мировых поставщиков оружия, бросив вызов США, России и Франции за контракты по всему миру. Согласно данным, предоставленным Стокгольмским международным институтом исследований проблем мира, в настоящее время страна является восьмым по величине экспортером оборонной продукции в мире, и в период с 2016 по 2021 год экспорт вырос на 177 процентов.
В июльском отчете Экспортно-импортного банка Кореи говорится, что оборонный экспорт увеличился с 3 миллиардов долларов в 2020 году до 7 миллиардов долларов в 2021 году и, вероятно, впервые в этом году достигнет отметки в 10 миллиардов долларов.
Ожидается, что европейские заказы будут продолжать поступать.
В конце сентября высший генерал Эстонии отправился в Сеул, чтобы принять участие в выставке DX Korea 2022, и встретился со своим южнокорейским коллегой, поскольку Таллин надеется как можно быстрее усилить свою оборону. Эстония уже заказала у Hanwha 18 самоходных гаубиц K9, присоединившись к Турции, Польше, Финляндии и Норвегии, которые поставили на вооружение орудия.
Аналогичным образом Норвегия рассматривает возможность покупки танка K2, а норвежский производитель боеприпасов Nammo подписал соглашение с южнокорейской Hyundai Rotem о разработке новых 120-мм снарядов для танка, независимо от того, купит его Осло или нет.
Если танки, самолеты и ракетные установки смогут прибыть, как и было обещано, то и другие страны, ищущие быстрого решения, скорее всего, рассмотрят возможность обратиться к Сеулу, а не застрять в многолетней схеме ожидания с оборонной промышленностью США, которая уже занята внутренними заказами и собственными существующими зарубежными контрактами.
Еще одним аргументом в пользу продажи является готовность Южной Кореи позволить местным оборонным фирмам стран-покупателей участвовать в производстве, что дает «возможность для клиентов в будущем производить свой собственный экспорт за счет приобретенных технологий», — говорят эксперты. Первые 180 танков К2 начнут поступать в Польшу к концу этого года, остальные 800 будут построены, по крайней мере частично, в Польше.
Макс Бергманн, директор европейской программы Центра стратегических и международных исследований, считает поворот Европы к Южной Корее положительным моментом для союзнического единства, а также для соответствующей оборонной промышленности стран.
«Есть реальная выгода в том, чтобы иметь более тесные связи между нашими европейскими и азиатскими союзниками, — сказал он, поскольку США продолжают пытаться обратить свой взор на Индо-Тихоокеанский регион. — Я вижу, что оборонная промышленность США несколько обеспокоена потенциальной потерей доли рынка, но с более широкой точки зрения национальной безопасности США мы должны увидеть, что у Европы есть реальная проблема», заключающаяся в том, чтобы подготовить свою промышленную базу для удовлетворения растущих внутренних потребностей.
Обеспокоенность состоянием европейской оборонной промышленной базы существует давно, поскольку многие союзники по НАТО в значительной степени полагались на импорт американского оружия и оборудования, сосредоточив при этом свою собственную промышленность в других местах. «Большая часть оборонной промышленности Европы была ориентирована на экспорт, а не на внутреннее потребление, — добавил Бергманн, — и поэтому Европе необходимо вернуть свои оборонно-промышленные мощности».
Во время июльской церемонии подписания многомиллиардной сделки Блащак, вице-премьер и министр обороны Польши, заявил, что «благодаря поддержке Польшей Украины необходимо заполнить пустоту в наземной и воздушной мощи. Корейская система вооружения оказалась наиболее подходящей с учетом технологии, цены и времени внедрения». Сделки, по его словам, стали «лишь первым этапом сотрудничества двух стран».