Кринжовые слова стали пруфом для проверки на буллинг - НОВОСТИ ГОРОДОВ
Home » Общество » Кринжовые слова стали пруфом для проверки на буллинг

Кринжовые слова стали пруфом для проверки на буллинг

Учительские сообщества все чаще прорезают жалобы на «ужасный язык общения» современных школьников. Во-первых, дети в обычном разговоре не стесняются использовать выражения, от которых еще лет 25-30 назад краснели портовые грузчики. Во-вторых, «этот их дикий сленг!» «Го по фасту, Марья Ивановна», —  говорит ученик, отчего последняя «выпадает в осадок»…

фото: pixabay.com

«Дети грубые», «невозможно с ними общаться», «я не понимаю, что они говорят», — распространенные жалобы сегодняшних педагогов. «Даже в школьном чате балаган развели, пишут там белиберду». Уши в трубочку сворачиваются — как тут рассказывать про Наташу Ростову, да и вообще, «сеять разумное, доброе, вечное»?..

Да вы родителей их послушайте, — вторят рассерженному учителю коллеги. Родители сами говорят и пишут такое, что сразу ясно — яблоко от яблони не откатится.

— Я сам рос в рабочем районе Петербурга, — делится личной историей участник дискуссии. — Понятно, что шпана «на районе» хорошими манерами не блистала. Курили многие еще со средней школы, мат-перемат стоял. Но никому из нас не приходило в голову обматерить учителя!

Впрочем, дальше выплеска эмоций, как правило, подобные обсуждения не заходят. Решения для того, как обуздать словесные изъявления нового поколения, не найдено. Кто-то советует «заставить отжиматься после каждого мата как в армии», другие кивают на популярных блогеров. Мол, подростки всегда помешаны на «крутизне», а блогеры, несомненно, современные лидеры мнений. Вы их только послушайте! И в школах говорят так, как излагают их кумиры. И если чаты учителю еще можно модерировать, то на роток платок никак не накинешь…

— Что касается русского мата, то из табуированной лексики за последние два десятка лет он постепенно перекочевал в разговорный язык, — считает филолог Ирина Минина. — сейчас ни в фильмах, ни в песнях, кино или театре общение «на мате» никого не удивляет. Даже если там по сюжету идет речь не о деклассированных элементах, а об обычных людях.

С другой стороны, еще в 1970-е годы виртуозно владеть матерными построениями было модно в среде интеллигенции, особенно художественной, гуманитарной. Даже в других странах среди представителей богемы появилась мода на русский мат. Поэтому сейчас, возможно, подобная лексика просто перестала быть прерогативой закрытых сообществ, от блатных до интеллектуальных элит. Сниженная лексика стала общеупотребительной. И лично я не вижу в этом какого-то морального упадничества или иного признака деградации языка.

О том, как быть, если крепкие выражения срываются с детских уст, и как учителю понять современных подростков, «МК» поговорил с психологом Евгенией Цветовой.

— Что касается сленга, то, нравится нам это или нет, учитель тоже должен быть в теме, — полагает Евгения. — сейчас в Сети есть куча словарей современного сленга, из которых легко узнать, что то же самое «го по фасту» «в переводе» означает «быстро идти, двигаться куда-то». И что такое «кринжовый» (стыдный, зазорный. — тут и далее авт.), «рофлить» (смеяться), «чилить» (отдыхать, ничего не делать), «пруф» (доказательства, факты) и прочее. В основном это кальки с английского, поэтому лингвистам и карты в руки. Но и славистам, и другим учителям это может быть интересно, как изучения языка «племени молодого и незнакомого». никто не призывает взрослых людей так разговаривать, конечно, но возмущаться бесполезно. Вспомните, хотя бы, какому праведному осуждению в свое время подвергались слова и выражения вашей молодости, такие как «тусовка», «расколбас», «ловить кайф» или «выпадать в осадок». Даже слово «швах» считалось малоприличным когда-то, в XIX веке…

С матом, конечно, ситуация посложнее. Как психолог замечу, что кроме естественного в таком возрасте желания казаться старше и быть круче, мат как вид словесной агрессии, может быть реакцией защиты. Простая агрессия, гнев обратная сторона страха, неуверенности.

Если подросток бравирует нецензурной лексикой и применяет ее даже по отношению к учителю, для учителя это повод не падать в обморок, а сигнал к тому, чтобы помогать ребенку. Разведать, как там дела дома, в семье. Узнать, не травят ли его в классе или еще где-то, нет ли буллинга.

Если проблема массовая в классе, советую провести классный час по теме. прямо назвать проблему уже полдела, запретный плод сладок, как известно. Еще я бы советовала дать понять подросткам, что их высказывания «ниже пояса» смешны своей несостоятельностью. Все, что не способствует крутизне, в таком возрасте тут же лишается очарования.

— А вообще, восприятие мата в нашем обществе сегодня имеет четкий поколенческий ценз, — продолжает Евгения. — Молодые люди и среднее поколение свободно используют мат, это следствие общего раскрепощения общества. А вот старшее поколение по-прежнему жестко увязывает употребление нецензурных слов с уровнем культуры собеседника. Для пожилых матерное слово зачастую равно оскорблению.

Если учитель принадлежит к старшему поколению, то сниженная лексика со стороны учеников его серьезно ранит. Мне кажется, тут уже задача родителей, родительского комитета состоит в том, как разъяснить школьникам необходимость пощадить <span class="wp-tooltip" title="Нерв лат. nervus — составная часть нервной системы; структура пожилого педагога.

Источник

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *