"А куда шагал Марк?": школьникам недодали культуры - НОВОСТИ ГОРОДОВ
Home » Общество » «А куда шагал Марк?»: школьникам недодали культуры

«А куда шагал Марк?»: школьникам недодали культуры

Близ метро «Беляево» расположены выставочные залы, посвященные печально знаменитой «бульдозерной выставке», в ходе которой по приказу спецслужб недалеко отсюда в уже далеком 1974 году разгоняли художников-авангардистов, а их полотна бросали под ковши бульдозеров. Сегодня, спустя десятилетия, их имена составляют мировую славу русского авангарда. Среди них — великие художники Рабин и Немухин, Комар и Меламид… Загадочный парадокс: эпоха застоя в политике совпала по времени с художественным ренессансом в искусстве. Так, оказывается, бывает.

фото: Алексей Меринов

Так вот, сегодня в этих залах развернута замечательная экспозиция Марка Шагала. Понятно, что наши педагоги посчитали своим долгом посетить вместе со своими воспитанниками-старшеклассниками этот вернисаж. К слову, в столице многое делается для приобщения детей и юношества к художественной культуре. Специальная «Пушкинская карта» позволяет молодежи бесплатно посещать музеи и выставки. правда, для данного конкретного взрослого музея данная карта не действует. А зря! Русский авангард — такой же предмет национальной гордости, как творения передвижников, картины Саврасова, Васнецова, Петрова-Водкина и других классиков изобразительного искусства.

Итак, на видном месте в школе вывешено объявление: «Выставка — Марк Шагал». К одному из наших учителей истории подходит юноша и задает неожиданный вопрос:

— А куда шагал Марк?

— Не шагал, а прямо-таки бежал от бульдозеров — в Париж… — мрачно пошутил преподаватель.

На самом деле подросток ни в чем не виноват. Тем более что он совсем недавно переехал с родителями в Москву из другого региона, где пока, мягко говоря, не созданы оптимальные условия для приобщения юношества к культуре.

Но и столичная «продвинутость» — не всегда во благо. Для организации школьных экскурсий существует определенная процедура, призванная облегчить педагогам и родителям их заказ. На дворе двадцать первый век, и, разумеется, эта процедура предполагает использование электронных сервисов. На практике это превращается в ад. Судите сами.

Начнем с того, что заказать экскурсию можно только через сайт музея. например, продажа экскурсий в Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина начинается в полночь — в 00 ч. 00 мин. Для школьников 5–7-х классов в наличии всего две экскурсии в день. Группа должна составлять не более 15 человек. Но классы, как правило, включают до 30 учеников. Бедные учителя или сочувствующие им члены родительских комитетов не спят ночами, чтобы успеть ухватить билеты на две группы. В противном случае на экскурсию пойдет лишь полкласса. Заранее забронировать экскурсии не представляется возможным.

Великолепные экспозиции музея включают экспонаты, посвященные истории Египта, Древней Греции, Рима. Соответствующие темы входят в школьные курсы истории и мировой художественной культуры. В добрые старые, не отягощенные электронными сервисами времена педагоги на своих уроках готовили детей к посещению музея, а экскурсовод, видя перед собой подготовленных и мотивированных детей, не тратил время на азы, а только углублял их знания. Обычно экскурсии организовывались в субботу или воскресенье. Не то теперь. Экскурсии для школьников в выходные дни отсутствуют.

В результате уставшие школьники должны плестись в музей после уроков, с опухшими от полученных в школе знаний головами, переживая за то, что впереди, после посещения музея, еще светит (но не греет!) выполнение домашних заданий. При такой заведомо созданной перегрузке трудно рассчитывать на радость встречи с прекрасным у детей. Тут любой шедевр будет вызывать лишь мрачные ассоциации. Вспоминаю, как с десяток лет назад я спросил у одного шестиклассника: какие мысли навевает ему скульптурная композиция «Лаокоон и его сыновья»? Ответ ребенка был симптоматичен: «Это папа и мы с братом, которых душит школа». Не скрою, ответ заставил меня многое пересмотреть в организации учебного процесса.

Но, быть может, такое положение с организацией экскурсий для школьников существует только в Музее изобразительных искусств? А вот и нет. Прекрасный музей И.С.Тургенева. В нем есть замечательная экскурсия «В сером доме с белыми колоннами» по повести И.С.Тургенева «Муму». Но порядок заказа и проведения экскурсии точно такой же, как и в Музее изобразительных искусств.

Я еще готов согласиться с тем, что группы детей в небольшом особняке с маленькими комнатами не должны превышать 15 человек, но организовать две параллельных группы из одного класса и здесь не представляется возможным. В выходные дни экскурсии для школьников также не заявлены.

Напрашивается невольная <span class="wp-tooltip" title="(греч analogia — соответствие — сходство) сходство предметов (явлений процессов) в каких-либо свойствах Умозаключение по аналогии — знание полученное из рассмотрения какого-либо объекта переносится на менее изученный сходны. Нам, педагогам, остается только, онемев от удивления, подобно Герасиму, утопить свое любимое детище — вдохновленного культурой живого, любознательного ребенка.

Что же касается выставки Марка Шагала, то, слава богу, здесь все поправимо. И после знакомства с экспозицией юноша получил <span class="wp-tooltip" title="Образы представлений как правило менее ярки и менее детальны чем образы восприятия но в них находит отражение самое характерное для данного предмета Различия в яркости устойчивости и точности представлений памяти очень инди о том, куда шагал Марк. А вот куда шагает руководство наших музеев? вопрос остается открытым.

Хотя ответ на него профессионалы наверняка знают. опять же сошлюсь на собственный опыт: при организации детских экскурсий в Государственный музей Востока никаких проблем не возникает. значит, при желании все можно организовать без «напрягов», проблем и сбоев.

Источник

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *