Мобилизованным массово отказывают в кредитных каникулах: эксперты назвали причину
Мобилизованные клиенты банков столкнулись с массовыми ошибками и отказами в предоставлении им положенных по закону кредитных каникул. Банки признают, что подобные проблемы имеются, однако уверены, что в этом нет нарушения закона. Юристы, проанализировав соответствующие правовые нормы, склонны скорее согласиться с банками, нежели встать на сторону их призванных для участия в спецоперации клиентов. Почему механизм предоставления кредитных каникул мобилизованным нуждается в уточнении и на чьей стороне закон</span находится сейчас, «МК» выяснил у экспертов.
фото: Global Look Press
В российском сегменте интернета активно обсуждаются проблемы отказов в кредитных каникулах мобилизованным. В одной из соцсетей женщина из Новокуйбышевска пожаловалась на то, что ее мужа мобилизовали, а кредитные каникулы на оформленные на него займы в банке не дали. Она интересовалась в группе своего города, что делать в таких случаях. другой клиент банка, носящего фамилию известного бизнесмена, пожаловался, что когда обратился за получением кредитных каникул по телефону горячей линии – ему посоветовали написать в чат. После того как он так и поступил, ему уже в чате порекомендовали… позвонить на горячую линию. Еще одному клиенту крупного банка сообщили, что рассматривать его заявку на кредитные каникулы будут неделю. Когда он на это ответил, что через три дня уезжает в воинскую часть и не сможет получить ответ, так как будет находиться в местах с ограниченной связью, в его кредитной организации предпочли отмолчаться.
На форуме Банки.ру зафиксировано полтора десятка жалоб на предоставление кредитных каникул мобилизованным. Так, один из посетителей форума пытался добиться положенной льготы в связи с мобилизацией отца по его обязательствам, но «банк игнорировал запросы в чате, а на горячей линии бросали трубку». Следующая жалоба связана с сервисной работой банка. посетитель форума рассказал о том, что, несмотря на формальное одобрение кредитных каникул для мобилизованного, в его личном кабинете никаких изменений не произошло: сохранен прежний график платежей: «горит просрочка и капают пени».
Правозащитникам в области финансовых услуг, к которым обратился «МК», жалобы на предоставление кредитных каникул мобилизованным не поступали. По их мнению, это указывает, что на фоне массового одобрения кредитных каникул со стороны банков недоработки не носят систематический характер, а являются единичными случаями, по которым нужно проводить отдельные разбирательства.
Нарушения — просто следствия неидеальной работы системы. А упрекать в этом банки сложно, ведь у них не было времени разработать механизм одобрения таким образом, чтобы он работал без сбоев. «Сами банки, признавая наличие трудностей, объясняют их техническими причинами, — говорит вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов. — С этим можно согласиться, поскольку кредитные каникулы мобилизованным буквально «свалились» на банки, и техническая составляющая этого решения в какой-то степени оказалась неспособной удовлетворить столь массовый запрос».
С другой стороны, изменения о кредитных каникулах мобилизованным готовились в спешке, закон</span оказался несовершенным. Так, банки могут отказывать в удовлетворении заявлений на основании неполноты предоставленных заявителем данных, сомнений в подлинности пакета приложений и другим причинам.
По мнению юриста «Единого центра защиты» Андрея Кевуша, необходим, во-первых, более пристальный контроль за Деятельностью банков в отношении мобилизованных лиц со стороны ЦБ РФ. Во-вторых, следует проработать вопрос с рефинансированием старых кредитов, так как люди, соглашаясь на кредитные каникулы, зачастую не до конца понимают, к каким правовым последствиям это может привести. А последствия эти таковы: платить все равно придется, в том числе и по процентам, в полном объеме — только позже.
Иногда банки требуют нотариальные доверенности от тех представителей, которые подают документы от лица мобилизованного. Все это обусловлено объективной сложностью для мобилизованных в тех условиях, в которых они оказались, своевременно и в полном объеме собрать необходимый пакет документов для банков. По мнению основателя консалтинговой группы vvCube Вадима Ткаченко, самим банкам в этой связи стоит доработать способы дистанционной подачи таких заявлений мобилизованными, чтобы это можно было сделать быстро, просто и с фиксацией факта направления документа.