Ценовой потолок в $60 за баррель экономисты назвали адекватным для России
Евросоюз поставил наконец точку в затянувшейся внутренней дискуссии вокруг потолка цены на российскую нефть, который определен в $60 за баррель. К понедельнику соглашение еще должны письменно заверить все 27 правительств стран ЕС, но это уже формальности. А вот как на практике заработает сам механизм, какие будут последствия для глобального рынка энергоносителей и экспортных поступлений в бюджет РФ – тема куда более серьезная и неоднозначная.
фото: Кирилл Искольдский
Вопросов тут масса, поскольку речь идет об абсолютно новых, доселе невиданных правилах игры.
$60 за баррель – величина не окончательная и переменная: европейцы могут ее пересмотреть уже в середине января и потом – каждые два месяца, чтобы предел всегда был на 5% ниже рыночной стоимости российской нефти. Потолок позволит странам импортировать нефть из РФ, продолжая использовать услуги западных страховщиков и морских перевозчиков, но лишь до тех пор, пока ее цена укладывается в установленный лимит. То есть речь о полном эмбарго на морские перевозки российской нефти не идет – под запрет попадает лишь то сырье, которое закуплено по ценам выше «потолочных».
При этом, согласно документу ЕС (в изложении агентства Reuters), 45-дневный «переходный период» будет применяться к судам, перевозящим сырую нефть российского происхождения, загруженную до 5 декабря и выгруженную в конечном пункте назначения к 19 января 2023 года.
«Для мирового рынка мало что изменится, – полагает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – Во-первых, $60 за баррель – это не $30, как предлагала Польша. Эта цена вполне вписывается в тот уровень стоимости, по которой российская нефть продается: в среднем по году – около $65 за баррель, а в ноябре – даже за $52, то есть с большим дисконтом.
Во-вторых, азиатские покупатели, пользуясь ситуацией, в любом случае будут требовать скидку на сырье из РФ, поскольку понимают: у российских компаний нет сегодня других потенциальных заказчиков. думаю, наши компании к этому готовы.
В-третьих, ОПЕК+ и МЭА прогнозируют снижение спроса на нефть в 2023 году по причине мировой рецессии».
Разумеется, российский бюджет будет недополучать доходы. Но не столько из-за потолка цен, сколько из-за необходимости поддерживать объемы экспорта. Соответственно, придется давать покупателям скидку. По официальному прогнозу, напоминает Деев, дефицит федеральной казны в 2023 году составит 2% ВВП (2,9 трлн рублей), но в реальности, скорее всего, он будет больше. Не стоит забывать: с 5 февраля заработает эмбарго на поставки нефтепродуктов из РФ, а экспорт газа в страны дальнего зарубежья уже сократился на 90%.
«Что касается технической реализации ценового потолка, формально это выглядит так: страхование грузов из России не будет производиться, если стоимость сырья окажется выше установленного лимита, – поясняет собеседник «МК». – Ведущие страховые компании сосредоточены в США и Великобритании, их обойти будет сложно. Но это не исключает «серых» схем по перевалке нефти в море (с судна на судно) или по созданию «смесей», когда менее 50% российского сырья смешивается с сырьем из другой страны, – такой продукт формально лишается «гражданства РФ» и уже ни под какие ограничения не попадает».
По словам Деева, в Москве эти $60 за баррель рассматривают как вполне адекватный уровень. И российское правительство не собирается резко сокращать экспорт – это приведет к падению добычи, которую восстановить до прежних значений будет крайне проблематично. лучше продавать дешево, чем не продавать вовсе: слишком велики риски для нефтедобывающей отрасли. Поэтому в последние дни в Москве уже не звучат однозначные заявления о том, что РФ не станет поставлять сырье странам, присоединившимся к инициативе.
«Само обсуждение ценового лимита уже повлияло на стоимость российской нефти: к концу ноября заметно вырос размер скидки, с которой продается сорт Urals, торгующийся сейчас ниже $60, – отмечает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. – Соответственно, в краткосрочной перспективе ситуация с потолком почти не скажется на объемах поступлений в бюджет РФ. А вот что будет дальше, сказать сложно: ценовая конъюнктура будет складываться постепенно – в зависимости от нюансов конкретных решений добывающих стран ОПЕК+ и контроля над их выполнением».
Кстати, очередное заседание альянса ОПЕК+ намечено аж на воскресенье, 4 декабря, – чтобы успеть обсудить ситуацию до начала работы «потолка».
При этом Россия, безусловно, продолжит искать альтернативные рынки сбыта – в Азии, Латинской Америке, Африке, говорит Гойхман. Но перенаправить туда основную часть объемов, которые прежде шли в Европу, вряд ли получится – из-за меньшего спроса и насыщенности рынка другими поставщиками в этих регионах, а также из-за более сложной логистики.
«Основная интрига сейчас в том, достаточно ли Россия законтрактовала судов где-то на стороне, которые будут перевозить ее нефть на «дружественные» – преимущественно азиатские – рынки, невзирая на ценовой лимит и прочие ограничения, – рассуждает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. – Эти суда не обязательно должны принадлежать российским компаниям, либо быть зарегистрированы в РФ. Они могут иметь офшорную прописку.
Если Москва сохранит текущие объемы своего экспорта, мировые цены не изменятся. Если же придется урезать поставки из-за нехватки перевозчиков и страховщиков, тогда котировки вырастут. Кстати, за счет этого нашей стране удастся компенсировать потери от сокращения экспорта».
На практике Россия будет игнорировать фактор ценового потолка, полагает эксперт. Если рыночная цена в него уложится, появится больше компаний (в том числе европейских), которые захотят перевезти нефть морским транспортом и застраховать груз. В противном случае власти РФ найдут тех перевозчиков, кто закроет глаза на любые ограничения. И вряд ли они наложат официальный запрет на поставки в конкретные страны, резюмирует Юшков.