«Рейх жив»: зачем немецкие «патриоты» попытались ликвидировать ФРГ и вернуть Кенигсберг
Казалось, уж где-где, а в Европе эпоха переворотов давно прошла. А в стабильной, политически сбалансированной, демократичной и плюралистичной Германии — и подавно. Поэтому первая реакция, которую вызывает сообщение немецких властей о предотвращенной попытке насильственной смены конституционного строя, — недоверие. В первом приближении это и в самом деле выглядит как плохо сыгранная оперетка. Но первому впечатлению в таких вещах не всегда можно доверять.
«Задержанные принадлежат к террористической организации, созданной не позднее конца ноября 2021 года, целью которой является свержение существующего государственного порядка в Германии и замена его собственной, уже разработанной в основных чертах формой правления», — сообщает офис генерального прокурора при Верховном суде Федеративной Республики на своем официальном сайте.
Всего речь идет о 52 обвиняемых, 25 из которых, по данным следствия, были непосредственно вовлечены в деятельность организации. За решеткой, по последней информации, находится 23 человека.
Заговорщики в числе прочего якобы планировали захват бундестага: это должна была сделать «небольшая вооруженная группа». В результате переворота должно было появиться «переходное правительство», которое «в соответствии с классическим рейхсбюргерским нарративом начало бы переговоры с державами-победительницами во Второй мировой войне о новом государственном устройстве Германии».
Для справки: рейхсбюргеры (нем. Reichsbürger, в буквальном переводе — «граждане империи») — националистическое движение в Германии, участники которого не признают легитимность Федеративной Республики, называя ее «оккупационным режимом». Себя они считают подданными Германской империи, прекратившей свое существование в 1918 году в результате революции и известной также как Второй рейх. По версии рейхсбюргеров, их рейх де-юре по-прежнему жив — надо просто освободить его от власти оккупантов и их ставленников.
Взгляды заговорщиков — смесь из различных конспирологических мифов, среди которых выделяются как раз Идеология рейхсбюргерства и берущего корни в Америке движения, или культа, QAnon.
«Они твердо убеждены, что в настоящее время Германией управляют члены так называемого «глубинного государства», — информирует прокуратура. — По мнению членов объединения, освобождение сулит скорое вмешательство «Альянса» — могущественного тайного объединения правительств, спецслужб и вооруженных сил различных государств, в том числе Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Ассоциация твердо убеждена, что члены «Альянса» уже находятся в Германии и что их атака на «глубинное <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы" неизбежна".
Собственно, к этому «часу X» заговорщики и готовились. В числе задержанных — российская гражданка, названная в сообщении Виталией Б. (фамилии фигурантов дел в официальных информационных материалах германских правоохранильных ведомств не раскрываются). Она якобы оказывала помощь заговорщикам в установлении контакта с официальными представителями Российской Федерации. правда, честно уточняют прокуроры, пока нет никаких признаков того, что контактные лица положительно отреагировали на запросы несостоявшихся путчистов.
Ну и на десерт: центральной фигурой заговора являлся самый настоящий князь. В прокурорском пресс-релизе он назван «Генрихом XIII П. Р.». Но для немецких СМИ, а теперь уже и для всего мира, полное имя — секрет Полишинеля. Под «Генрихом XIII П. Р.» не слишком искусно замаскирован 71-летний Генрих XIII Принц Рейсс — представитель древнего княжеского рода, дома Рейсс, а в миру — предприниматель в сфере недвижимости. Именно он, по данным следствия, должен был возглавить «переходное правительство» в случае успеха путча.
Ну не бред ли? Мнение, распространенное среди российских комментаторов: заговор выдуман. В Германии тоже, разумеется, есть люди, убежденные в «политическом заказе» и «состряпанности» дела. Но мейнстримом такое направление мысли все-таки не назовешь. По мнению, например, еженедельника «Шпигель», одного из наиболее значимых и авторитетных политических изданий Германии, угроза, исходящая от приверженцев конспирологических идеологий, воспринимается государством и обществом, напротив, недостаточно серьезно.
«Их изображают как странноватых чудаков, — пишет обозреватель журнала в статье, опубликованной в свежем номере издания. — В действительности дело обстоит так: чем более нелепы идеи, о которых они трубят в Telegram и Ко, тем сильнее они отвергают демократическую систему. И тем больше вероятность того, что своих целей они будут добиваться с помощью насилия».
Готовность к насилию, отмечает издание, отличает и участников свежеразоблаченного заговора: «По данным следствия, определенная часть участников составляла «военное крыло», и эти люди, по-видимому, были готовы пойти на крайние меры». Обвиняемые «принимали в расчет», что будут совершаться убийства «представителей существующей системы«, и с одобрением относились к таким методам.
Кстати, несколько членов группы — бывшие военные спецназовцы, а один — действующий боец элитного армейского подразделения. Еще один — отстраненный от службы полицейский. В общем, серьезные ребята. И со временем доля серьезных парней наверняка еще увеличилась бы. «Вербовочные усилия группы в первую очередь были сосредоточены на сотрудниках бундесвера и полиции», — отмечает Генпрокуратура.
Впрочем, прочие заговорщики — тоже далеко не обители ночлежек. В их числе, например, бывшая депутат бундестага, трудившаяся на момент ареста судьей (в «переходном правительстве» ей отводился пост министра юстиции), авиапилот, адвокат, юрист, успешный шеф-повар, певец-тенор, предприниматель, врач… «Удивительно много людей из «приличного общества», — поражается «Шпигель».
И ведь не скажешь, что господа-революционеры страшно далеки от народа. С немалой частью народа они, можно сказать, составляют единое идейное целое. Согласно проведенному несколько лет назад соцопросу, с центральными положениями идеологии рейхсбюргерства — с тем, что ФРГ нелигимна, а рейх совсем наоборот — согласны шесть процентов населения, то есть пять миллионов немцев.
Понятно, что далеко все из немецких имперцев являются экстремистами. У абсолютного большинства тараканы в голове внешне себя практически не проявляют. Во всяком случае — в правовом смысле смысле. Однако доля радикалов в этой среде, по данным спецслужб, быстро растет. Что находит свое отражение и в криминальной хронике. Вот лишь некоторые попавшиеся на глаза происшествия этого года, в которых были замешаны рейхсбюргеры.
Февраль, Эфринген-Кирхен (земля Баден-Вюртемберг): 61-летний рейхсбюргер, находясь за рулем, совершил умышленный наезд на полицейского, попытавшегося остановить автомобиль для проверки документов. Блюститель закона получил в результате серьезные травмы. Коллеги полицейского открыли огонь по преступнику, тот получил огнестрельное ранение и в итоге был задержан.
Апрель, Бад-Мергентхайм (земля Баден-Вюртемберг): полицейский спецназовец получил тяжелое ранение во время штурма дома. Целью операции было изъятия у проживавшего в доме гражданина, являвшегося, по сведениям полиции, рейхсбюргером, незаконного арсенала оружия. Но когда полицейские попытались проникнуть в дом, по ним был открыт огонь из автоматов.
После многочасовой осады находившиеся в здании люди — пять мужчин и две женщины — сдались полиции. На месте преступления был обнаружен настоящий оружейный склад: автоматы зарубежного и немецкого производства (в том числе «Калашниковы» и Heckler & Koch), пулемет MG42, прочий огнестрел, боеприпасы различных видов и калибров, холодное оружие. Как сообщают СМИ, в операции участвовало около 200 полицейских, воздушную поддержку обеспечивали пять вертолетов.
Апрель: Генеральная прокуратура сообщила о задержании верхушки террористической группы, — за решетку отправились пять человек, — относящаяся по своим взглядам к рейхсбюргерам. Сами себя они называли «Объединенными патриотами». По данным следствия, арестованные планировали, в частности, подрывы линий электропередач и подстанций по всей стране: с помощью блэкаута они рассчитывали спровоцировать гражданскую войну.
Кроме того, террористы планировали осуществить похищение — в их терминологии «арест» — некоторых представителей власти. В качестве первой жертвы был намечен министр здравоохранения Германии Карл Лаутербах — очевидно, потому, что «патриоты» были не только рейхсбюргерами, но еще и ковид-диссидентами.
Под прицел полиции и спецслужб эти заговорщики попали за несколько месяцев до своего ареста. «Брать» их решили, когда от слов они перешли к делу — к закупке оружия и снаряжения для своего предприятия. При обысках в домах «патриотов» были обнаружены 22 единицы огнестрельного оружия, в том числе автоматы Калашникова. Пытались они приобрести и мины, но не успели.
Август, Хойерсверда (земля Саксония): рейхсбюргер набросился с топором на полицейских спецназовцев, явившихся к нему с целью проведения обыска. Был, естественно, обезврежен и задержан. В ходе обыска были обнаружены посадки конопли (они-то собственно и была главной целью рейда — на вспыльчивого «гражданина империи» поступил соответствующий «сигнал» от соседей), пневматический пистолет и три самодельных взрывных устройства…
В общем, как говорится, не Генрихом XIII единым. И это, подчеркиваем, далеко не весь список ЧП такого рода. Да и вообще никакой не список — просто отдельные примеры, показывающие масштабы и серьезность проблемы. Объективно говоря, у правоохранителей Федеративной Республики были основания полагать, что замыслы князя и его соратников не останутся пустой болтовней.
никто, конечно, не верит в то, что заговорщикам удался бы их безумный план. Но в том, что они попытались бы его осуществить и натворили бы немало дел на пути к цели (в том числе, не исключено, дел весьма кровавых), сомнений мало.
В связи с этим не может не удивлять отношение к данной теме российской, назовем это так, патриотической общественности. Многие представители этой части политической сцены с большим сочувствием отзываются о движении рейсбюргеров и рисуемой ими картине мира. А преследование их — «политическими репрессиями».
Еще удивительной, что эти представления разделяют некоторые представители верхних этажей властной вертикали. «Правы эти недоделанные заговорщики: Германия не обладает полным суверенитетом на своей земле, — пишет в своем телеграм-канале зампредседателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев. — Решения по вопросам немецкой энергетики, промышленности и обороны принимает «глубинное американское <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы", а отнюдь не ливерная колбаса и даже не вашингтонские старцы, пребывающие во фрагментарной деменции".
Возможно, Дмитрий Анатольевич не в курсе: планы «восстановителей суверенитета» не ограничиваются пределами нынешней ФРГ. Германия, которую они потеряли и мечтают вернуть, существует на их картах в границах 1937 года. А некоторые рейхсбюргеры идут еще дальше и в качестве точки возврата указывают 1918-й. Для нас, правда, разница невелика: и в 1918-м, и в 1937-м территория Калининградской области РФ находилась в составе Германии и называлась тогда Восточной Пруссией. В общем, хотя о вкусах и симпатиях и не спорят, все-таки поосторожнее бы надо зампреду Совбеза с выражением своих предпочтений.
Кроме того, нельзя не напомнить, что у нас тоже есть свои рейхсбюргеры — люди, которые называют себя «гражданами СССР» и не признают Российскую Федерацию, ее законода и ее документы. И некоторые из них тоже жестко конфликтуют с законом. Случаются даже уголовные дела. Хотя масштабы явления, надо признать, значительно более скромные, чем в Германии.
Впрочем, на этот счет есть разные мнения. Есть и такое, согласно которому это мы, напротив, можем дать фору немцам, что у нас идеи рейхсбюргерства — в отечественной его трактовке — овладели уже не только массами, но и правящей элитой. Но это уже совсем другая история.