В опустевших российских торговых центрах задались предновогодним вопросом: куда делись покупатели
изменения нынешнего года, непривычны и даже пугающи: предновогоднего ажиотажа и толчеи в торговых центрах, с которыми за последние десятилетия так свыклись россияне, сейчас не наблюдается. Да, люди в них забредают, чтобы полюбоваться на новогоднее убранство, да и еще, пожалуй, чтобы перекусить в фудкортах, но отделы с одеждой, игрушками, косметикой и т.д. пустуют, а продавцы в них откровенно скучают. «МК» выяснил у экспертов в области торговой политики — есть ли будущее у российских ТЦ?
фото: Наталья Мущинкина
Еще летом многие эксперты прогнозировали, что из-за ухода с рынка многих западных брендов к концу этого года доля пустующих площадей в торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга может достигнуть 20%, а то и 30%.
– Единого показателя, сколько площадей пустует, нет, – объяснила «МК» доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ имени Г.В. Плеханова Светлана Ильяшенко. – В крупном ТЦ это может быть один показатель, в небольшом – другой. Если ориентироваться на официальные данные, то это примерно 30%. Но надо учитывать, что среди этих 30% есть как те, кто совсем ушел, так и те, кто приостановил торговлю. Они платят арендную плату, но их двери закрыты.
Не надо забывать и о тех брендах, которые, по словам Ильяшенко, вроде как ушли, но «не совсем». например, известный французский бренд, производитель косметики и парфюмерии, который ранее заявлял, что не будет поставлять свою продукцию в Россию, не захотел терять Рынок, перешел под контроль российских топ-менеджеров и «русифицировал» свои вывески.
– Раньше я любила гулять по торговым центрам перед Новым годом, выбирать близким подарки, щупать их руками, проникаться праздничным настроением, – поделилась москвичка Анастасия. – Но теперь все покупаю в Интернет-маркетплейсах. Там такое разнообразие! И гораздо дешевле, чем в ТЦ.
– Связана предновогодняя пустота торговых центров с тем, что покупки ушли в онлайн? – спрашиваю у нашего эксперта.
– Действительно, продавцы давно привыкли, что предновогодние дни становятся самыми горячими в году, – говорит Ильяшенко. – Безусловным плюсом шопинга в ТЦ является возможность покупать «здесь и сейчас», причем практически любые товары, которые все находятся на одной торговой площади.
Но за последние годы мы наблюдаем процесс значительной трансформации ТЦ как модели торговли. Первый удар по ним нанесла пандемия и вызванные ею волны локдаунов. Именно тогда многие покупатели были вынуждены попробовать новую для себя модель покупок – через Интернет-торговлю. Если ранее покупать через Интернет людям мешало отсутствие возможности «потрогать» товары, дорогая доставка при низкой скорости, опасения, что могут привезти некачественный товар, то в пандемию на первое место вышли драйверы роста продаж, которые помогли преодолеть все эти страхи потребителя. Покупатель оценил, что, не выходя из дома, он может реально экономить и время, и деньги. Появилось много вариантов доставки, в т.ч. и доставка к определенному времени.
По словам эксперта, едва торговые центры в 2021 году стали приходить в себя, как в 2022 году массовый уход международных торговых сетей с российского рынка существенно снизил количество посетителей ТЦ.
– Покупателям не нравятся пустующие площади в больших ТЦ, ведь, помимо прочего, там стало неуютно, – отмечает Светлана Ильяшенко. – Кроме того, нынешняя ситуация оказывает негативное влияние на потребительский Рынок, так как люди в условиях неопределенности и падения реальных доходов вынуждены пересматривать свои расходы и более бережливо подходить к покупкам.
– А давайте напомним о «подводных камнях» при покупках в Интернет-магазинах и на маркетплейсах, особенно в преддверии Нового года?
– Есть нюансы, которые нужно учитывать в период ажиотажного предновогоднего периода. Конечно, известные крупные маркетплейсы стараются следить за продавцами и товарами, но не всегда эти процессы отстроены у них эффективно. Поэтому у покупателя есть очень серьезный риск покупки некачественного товара, контрафактной продукции или фальсификата. Особенно внимательными нужно быть покупателю в отношении ушедших из России популярных брендов, товарные остатки которых продаются на маркетплейсах.
– Не ждет ли нас отмирание традиционной торговли, как ненужного в эпоху онлайн-покупок рудимента?
– «Живая» торговля не умрет, так как все равно останется некоторая часть покупателей, которые по тем или иным причинам не пользуются онлайн-торговлей, те же люди преклонного возраста, – объяснила эксперт. – Но ТЦ ждут непростые времена, если на смену ушедшим брендам не придут бренды с востока или из Азии.
Достаточно заглянуть в паблики, как становится ясно, что в них обсуждаются новогодние покупки только через Интернет. «Очень нравится детская одежда (российский текстиль, ссылка на сайт), большой выбор недорогих футболок и водолазок для школы (250-450 руб), – делится впечатлениями одна из москвичек на «мамском» форуме. – Также я приобрела онлайн потрясающие детские книги – и для домашней библиотеки, и в качестве подарка детям в классе, садике, спортивной секции на Новый год». «Заказала на (известный онлайн-маркетплейс) детям смарт-часы в качестве подарков. Дочке на взяла термо-колготки и термоноски для катка. Сыну – кардиган для школы. Цена вообще мизерная за такое качество!» – радуется в чате другая многодетная мама из Орла, прилагая фото покупок.
Эксперты сообщают, что вся ситуация уже повлияла на то, что торговые центры стали менять свою направленность – больше открывают закусочных, торговых точек со съестным содержанием, сервисов по обслуживанию населения – ремонт, салоны красоты, химчистки, фотопечать, даже офисы служб трудоустройства, МФЦ и т.д.