Рассекречены новые документы о советском прошлом убийцы Кеннеди
В США Национальный архив обнародовал новую порцию ранее засекреченных документов об убийстве американского президента Джона Ф. Кеннеди в 1963 году. Несмотря на то, что гласности переданы тысячи справок, служебных записок и меморандумов, эксперты сомневаются, что они привнесут что-то новое в историю одного из самых загадочных событий ХХ века. Тем не менее в груде этих бумаг можно найти, кое-что имеющее отношение к нашей стране.
фото: canva.com
Обнародование более чем 13 тысячи документов стало вторым из двух массивов считавшихся доселе секретными материалов, связанных с убийством Кеннеди, о публикации которых президент Джо Байден распорядился в прошлом году.
«Глубокая национальная трагедия убийства президента Кеннеди продолжает звучать в американской истории и в памяти многих американцев, переживших тот ужасный день. Между тем необходимость защиты записей, касающихся убийства, с течением времени ослабла», — говорится в меморандуме, опубликованном Белым домом.
«Поэтому крайне важно обеспечить, чтобы правительство Соединенных Штатов максимизировало прозрачность, раскрывая всю информацию в документах, касающихся убийства, за исключением случаев, когда самые веские причины говорят об обратном».
убийство Кеннеди вызвало вихрь вопросов со стороны общественности и исследователей, а также множество теорий заговора. Общественные опросы уже давно показали, что большинство американцев не верят официальному выводу Комиссии Уоррена о том, что Кеннеди был убит Ли Харви Освальдом, действовавшим в одиночку.
Исследователи предупредили, что, вероятно, потребуются дни, чтобы тщательно изучить тысячи документов, с которых снят гриф секретности, чтобы убедиться, что не кроются ли в них новые улики, связанные с покушением на президента США в Далласе, или новых фрагментов исторической информации об операциях ЦРУ и ФБР в 1960-х годах.
Автор книги «Полвека Кеннеди: президентство, убийство и прочное наследие Джона Ф. Кеннеди» Ларри Сабато в комментарии CNN заявил, что, хотя в массиве обнародованной документации могут найтись некоторые «скрытые жемчужины», ничего не изменится. «Это не изменит историю, — сказал он о рассекреченных сейчас материалах. — Я гарантирую вам».
эксперт добавил, что если люди ищут доказательства в поддержку теорий заговора о том, что Освальд при убийстве Кеннеди не действовал в одиночку, или что ЦРУ каким-то образом было замешано в этом деле, они не найдут их здесь.
«Правда не в том, что Освальд участвовал в заговоре с целью убить Кеннеди, — утверждает Ларри Сабато. — правда в том, что это убийство можно было предотвратить, и его можно было предотвратить, и следовало бы предотвратить, если бы ЦРУ и ФБР выполняли свою работу. Действительно, это так. Вот это серьезно, но вы не найдете здесь имен других заговорщиков».
Со своей стороны, ЦРУ заявило в четверг, что многие из его записей, ставших достоянием гласности в последней партии рассекреченных документов, «не меняют исторические записи и не имеют никакого отношения к убийству или самому расследованию».
Несмотря на то, что ранее публиковавшиеся транши секретной документации не изменили общей картины убийства Кеннеди, некоторые материалы, выловленные в море бумажной «шелухи», обращают на себя внимание. Так, опубликованные, к примеру, в октябре 2017 года записи проливают свет на интересные подробности — начиная от того, как ЦРУ рылось в мусоре кубинского посольства в Мехико, и заканчивая материалами о том, как Ли Харви Освальд посещал советское посольство в Мексике за несколько недель до убийства и встретился с высокопоставленным дипломатом. Представляет Интерес и обнародованная пять лет назад служебная записка бывшего директора ФБР Дж. Эдгара Гувера, к которой подробно описывается его разочарование в связи с тем, что правоохранительные органы не смогли сохранить Освальда в живых достаточно долго, чтобы получить его признание в убийстве Кеннеди (напомним, что молодой человек был убит, находясь под стражей, через два дня после смерти президента США).
Учитывая то, что Ли Харви Освальд провел некоторое время в Советском Союзе, представляют Интерес документы, имеющие отношение к нашей стране. например, среди рассекреченных сейчас материалов можно увидеть отпечатанную на пишущей машинке и датированную 30 июля 1964 г. служебную записку о том, как американское расследование собирало информацию о… советских охотничьих клубах (зачем это понадобилось, остается только гадать — но можно предположить, что делалось это в рамках версии, не проходил ли бывший морпех Освальд стрелковую подготовку в охотничьих хозяйствах на территории СССР). И вот со ссылкой на одного из перебежчиков по фамилии Растворов написано, что он никогда не принадлежал ни к какому охотничьему клубу, а охотился раз в жизни, а другой перебежчик Казначеев рассказал, что, когда ему было 14 лет, знал одного охотника. Далее в качестве источника знаний упоминается журнал «Охота и охотничье хозяйство» и содержится ссылка на «Обзор советской печати» о том, что в Туркменской ССР усилили контроль за охотничьим оружием.
Гораздо интереснее меморандум для президентской комиссии по расследованию убийства Кеннеди, составленный в сентябре 1964 г. — об обращении КГБ с иностранными гражданами. В частности, в нем рассказывается, что одна из главных обязанностей Комитета госбезопасности СССР — контроль и сбор информации о находящихся в пределах Советского Союза иностранцах: «Чтобы осуществлять эту обязанность, широко используются агенты и информаторы, набираемые из числа советских граждан, с которыми контактируют иностранцы. например, многие — если не все — гибы, предоставляемые иностранцам «Интуристом», официальным турагентством СССР, агенты или информаторы КГБ. Гостиничный и ресторанный персонал также используется КГБ в этих целях. Только некоторые рестораны и гостиницы в крупных городах СССР обычно открыты для иностранных посетителей. Высокий процент служащих в этих избранных отелях и ресторанах — агенты или информаторы КГБ».
Далее в справке можно увидеть намек на проживавшего в Минске Ли Харви Освальда: «Зарубежные граждане, которые подают запрос на советское Гражданство или постоянное проживание в СССР, конечно, это особая категория иностранцев. КГБ проверяет все такие случаи с особой тщательностью, чтобы определить их мотивацию и потенциальную пользу для СССР. После получения иностранцем гражданства или разрешения на постоянное местожительство в СССР он становится субъектом для наблюдения и контроля посредством таких мер как периодические опросы соседей и знакомых».
А вот в материале, датированном декабрем 1966 года и посвященном американским перебежчикам в СССР, приводится биография Ли Харви Освальда, в которой, в частности, утверждается, что приезд только что отслужившего в морской пехоте молодого американца в Москву стал шоком для его семьи: «Он никогда не выражал никаких симпатий ни к Советскому Союзу, ни к коммунизму. Он интересовался Кубой и Южной Америкой, и его семья скорее ожидала бы, что если бы он куда и поехал, то именно туда. Почту, отправлявшуюся ему, адресовали в гостиницу «Метрополь» в Москве. Он получал почту в 1959 году, но посланные ему письма в 1960 году вернулись отправителям».
«Советы ни поощряли желания Освальда получить советское Гражданство, ни отговаривали его, — говорится далее в машинописной справке, в которой утверждается также, что американец заявлял, что «вне зависимости от любых финансовых трудностей» он останется в СССР и не хочет возвращаться в США. Но вслед за этим в документе от руки сделана приписка: «Поселился в Минске. Выражает желание вернуться в США при определенных условиях… Не может покинуть Минск без разрешения».