Государственно-общественное движение детей и молодежи не может придумать себе название
В Москве проходит первый съезд движения детей и молодежи (РДДМ). Судя по всему, главной проблемой новой организации на сегодня является ее название: прежнее рабочее название «Большая перемена» неблагозвучно сокращается, а новое, предложенное съезду «Движение первых» делегатам не понравилось.
фото: будьвдвижении.рф
За новую общественную организацию для детей и юношества Госдума проголосовала еще в конце мая, а в июле ее уже учредили. Председателем правления Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи стал замминистра Министерства науки и высшего образования Григорий Гуров — хотя проект находится под патронатом Минпросвещения. Президент поручил ежегодно выделять из госбюджета на нужды «большой пионерии» 21,3 миллиарда рублей.
На съезде торжественно презентовали идеологические столпы будущего движения. Всего их пять, сообщил Гуров (может, это отсылка к октябрятам, вспомним «звездочки»?). Пять «миссий», во всяком случае, и пять общих ценностей. Ценности — это «Патриотизм», «Добро и справедливость», «Крепкая семья», «Мечта» и «Созидательный труд». А миссией своей создатели движения полагают такие постулаты: «Быть с Россией», «Быть человеком», «Быть вместе», «Быть в Движении», «Быть первыми».
Последние два направления ассоциированы с названием, из-за которого и разгорелся сыр-бор. Команда Гурова предложила название «Движение первых». И оно не понравилось почти половине делегатов. За «движперов» проголосовали 648 делегатов съезда, против — 527, еще 98 воздержалось. Поэтому руководитель РДДМ и объявил еще один «электоральный этап голосования».
Между тем глава Минпросвещения успел заявить, что «уже со вторника ячейки нового движения начнут открываться в российских школах».
Задачу с неймингом нью-пионерии пытались решить открытым конкурсом, в том числе в школах. Но все, что смогли скреативить дети, новизной не блистало: «Искра», «Вверх», «Вперед», «Движение имени Гагарина». И, соответственно, не вдохновило организаторов. Тогда ответственность за принятие окончательного названия для РДДМ решили возложить на съезд.
— Действительно, подбор названия, нейминг — очень сложная задача, — говорит филолог Ирина Конева. — например, в коммерческом использовании, брэндировании нейминг оплачивается отдельно и очень часто хорошее название — более половины успеха. И для организаций, конечно, это тоже важно. Помимо прочего, название должно удачно сокращаться и не иметь негативных или смешных коннатаций ни в полном, ни в усеченном виде. (Вспомним «переболов», «больперов» и «бэпэшек» — такие сокращения от остряков стали гулять по Сети, когда писали, что детскую организацию хотят назвать «Большая перемена». У каких организаций есть удачные названия? «Армия спасения», например. Или те же пионеры — идущие вперед. Какие еще сложности могут ждать новую детско-юношескую организацию?
— Современные дети и подростки почти поголовно яркие индивидуалисты, — считает детский и семейный психолог Марианна Разумовская. — И для того, чтобы их увлечь, объединить и возглавить, одного желания мало.А «отзеркалить» сегодня пионерию очень сложно. Да, в 1920-х новая детская организация создавалась почти на пустом месте (все-таки уже были скауты). Но также по всей стране шли мощные идеологические кампании и движения: ликвидация безграмотности, <span class="wp-tooltip" title="начавшийся в Великобритании в ходе промышленной революции конца XVIII — начала XIX в и распространившийся на другие страны процесс превращения экономики и обществ с преобладанием сельского хозяйства и ремесла в экономики и , электрификация и даже сангигиенические бригады ездили… Большие слои населения были этим всем захвачены, и дети были младшим отрядом взрослых — творцов этих перемен. Тогда действительно было движение, порыв, что не говори. И над созданием советской идеологии и символики, включая названия, работали талантливые, вдохновенные художники и идеологи. сейчас подобного единства, пассионарности в обществе нет.