Эксперты оценили потери России от потолка цен на нефтепродукты
Вашингтон объяснил, как будет действовать ценовой «потолок» на российские экспортные нефтепродукты, который коллективный Запад собирается ввести в феврале будущего года. С одной стороны, новые санкции предусматривают некоторые послабления, касающиеся сроков поставок российского горючего за рубеж. С другой, уже сейчас можно прикинуть, с какими финансовыми потерями нашей стране придется из-за этого столкнуться в будущем.
фото: Михаил Ковалев
Как сообщает Управление по контролю за иностранными активами Минфина США, «потолок» цен на российские нефтепродукты не коснется поставок горючего, загруженного на танкеры до 5 февраля и доставленные до места назначения не позднее 1 апреля 2023 года. В эти сроки, по крайней мере, американские компании продолжат оказывать услуги по морской транспортировке топлива, приобретенного у нашей страны по ценам, превышающим предельные отметки.
В последние годы Россия уверенно входила в тройку мировых лидеров по производству нефтепродуктов, уступая только Китаю и США. В то же время объемы переработки в нашей стране значительно превышают внутренние потребности — по собственному потреблению горючего мы располагаемся лишь на шестом месте, экспортируя примерно половину своего готового топлива.
Весной 2022 года отечественные профильные ведомства перестали раскрывать подробности зарубежных поставок энергоресурсов. Годом ранее картина выглядела следующим образом. В целом отправленный за рубеж объем готового горючего составил 137 млн тонн. Из них около 77 млн тонн пришлось на светлые нефтепродукты — дизель, бензин и керосин, остальное — на темные сорта топлива (мазут, газойль, битум). Географическая структура была такова: основная доля экспорта уходила в западные страны — почти 90% всей продукции, а на Восток шло чуть более 10%. Суммарная выручка от отгрузки нефтепродуктов за границу составила $70 млрд.
Исходя из доступных данных, в текущем году европейцы даже на фоне своей угрозы по ограничению цен на российские энергоресурсы, не упускали возможности закупить в нашей стране как можно больше готового топлива. По информации международной отраслевой аналитической компании Vortexa, в июле экспорт нефтепродуктов из России в страны Старого Света доходил до 700 тыс баррелей в сутки, что оказалось на 22% больше, чем в июле 2021 года.
Тем не менее, уже в сентябре отечественные производители существенно нарастили поставки в страны Ближнего Востока и Азии — примерно вдвое по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом. С января по сентябрь ежедневный экспорт топлива в дружественные страны, не вводившие санкции против России, вырос с 820 тыс до 1,42 млн баррелей (из совокупных зарубежных поставок, оцениваемых в 2,5 млн «бочек»).
В ближайшее время Москва намерена разработать и внедрить ответные меры, которые защитят российских поставщиков от последствий ценового «потолка» на нефть и «накажут» коллективный Запад за попытку искусственного регулирования топливного рынка. По предварительным сведениям, Россия попросту откажет в экспорте «черного золота» государствам, подключившимся к очередным санкциям. Вполне логично предположить, что аналогичные ответные меры распространятся и на поставки нефтепродуктов.
Между тем, по мнению руководителя Центра развития энергетики Кирилла Мельникова, полноценно перенаправить поставки горючего с европейского на азиатское направление у отечественных компаний не получится из-за нехватки танкерного флота. Многие зарубежные судовладельцы, ранее оказывавшие нашей стране транспортные услуги, не только отказываются заключать новые контракты с российскими производителями, но и прекращают использовать корабли, ранее задействованные в перевозке топлива из нашей страны. «Также не стоит забывать о дефиците перевалочных мощностей на восточном направлении», — добавляет начальник Управления аналитических исследований ИК «ИВА Партнерс» Дмитрий Александров.
В связи со всеми негативными обстоятельствами, экспорт наших нефтепродуктов уже в феврале-марте будущего года рискует сократиться на 30%. В таком случае в годовом исчислении зарубежные продажи топлива из России упадут до 95-96 млн тонн. Оценить грядущие финансовые потери нашей страны на сегодняшний день можно только приблизительно, поскольку пока неизвестен «потолок» цен на горючее, который собирается ввести коллективный Запад. «Вероятнее всего, ограничение будет установлено возле текущего уровня экспортных цен — около $850 за тонну дизеля и $700 за тонну бензина», — предполагает Мельников.
В принципе, такой расклад смотрится относительно приемлемым для Москвы. В прошлом году, по данным ЦБ, стоимость продаваемой за рубеж тонны российских нефтепродуктов менялась от $390 в I квартале до $570 в IV квартале (в среднем — $485). Учитывая падение объемов поставок и при сохранении упомянутого экспертом уровня существующих цен в будущем году, экспорт горючего принесет России даже больше, чем в 2021-м — примерно $73 млрд.
Однако, азиатские покупатели российского горючего, скорее всего, будут настаивать на предоставлении им дисконта. Как ранее сообщал Bloomberg, в конце лета Россия обратилась к ряду азиатских стран с предложением заключить долгосрочные контракты на поставки «черного золота» со скидкой до 30%. Если схожие условия распространятся и на готовое топливо, то стоит ожидать, что на экспорте нефтепродуктов наша страна заработает на $21-22 млрд меньше, чем в благополучном 2021 году.