Государство накажет уехавших россиян подоходным налогом в 30%
Похоже, <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы российское в очередной раз перепутало экономику и политику, точнее, разместило их на одной «патриотической» доске. Как сообщил в своем телеграм-канале спикер Госдумы Вячеслав Володин, депутаты работают над законопроектом об отмене преференций и повышении ставки налогообложения для тех граждан, кто покинул РФ после 24 февраля.
фото: Global Look Press
По его словам, таких лиц надо не поощрять, а, напротив, наказывать. Причем рублем. «Так будет справедливо… Ведь уехавшие не только работают в российских компаниях на удаленке, но и пользуются всеми льготами, которые она им дает в соответствии с законодательством нашей страны», — заметил Володин. Что ж, в целом верное замечание. Но есть важные нюансы.
Присмотреться к этим тонкостям, не рубить сплеча, призывают не только независимые аналитики, но и самые что ни на есть государевы люди. например, по мнению главы думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова, возможные ограничения для уехавших за границу (после начала СВО и частичной мобилизации) россиян «надо очень тщательно обсудить на площадке трехсторонней комиссии с участием работодателей, профсоюзов и членов правительства». правда, Нилов имел в виду другой, не менее карательный по сути законопроект (о нем ранее сообщил сенатор Андрей Клишас) — о запрете удаленной работы для налоговых нерезидентов РФ по ряду специальностей, прежде всего госчиновников, работников транспорта и сотрудников из сферы информационной безопасности.
Комментируя реплику Клишаса «мы не можем понять, платят ли они все налоги», Нилов напомнил, что НДФЛ и соцвзносы уплачиваются предприятием, независимо от того, где находится работник: на даче, в другом городе или за границей. «Работодатель ему на карту направляет заработную плату. Все Налоги удерживаются, и взносы платятся за работника».
При этом по уже действующему закону, если человек более 180 дней в году живет за пределами РФ, он не считается налоговым резидентом. Соответственно, с него подоходный налог взимается в размере не 13%, а 30%. После 24 февраля и 21 сентября (даты начала спецоперации и объявления частичной мобилизации) Россию покинули сотни тысяч граждан, перебрались они в основном в страны ближнего зарубежья — Казахстан, Грузию, Армению, Киргизию, Туркмению. При этом многие из них де-юре остаются в российских компаниях и работают дистанционно.
Можно ли воздействовать на такой контингент экономически? И как отделить тех, кто сбежал от призыва, от тех, кто уехал из чисто производственных или карьерных побуждений? Таких было немало и в прежние времена, без всяких спецопераций… В конце концов, никто еще не отменял конституционного права на свободу передвижения, выезда за пределы РФ и столь же беспрепятственного возвращения домой. К людям, которые перебрались за границу, можно относиться по-разному, но надо понимать: все они являются обладателями тех или иных компетенций и знаний, заместить которые в ближайшее время будет сложно, а в каких-то случаях и невозможно. Повышенный налог в 30% чреват окончательным разрывом всех отношений между релокантами и их работодателями в РФ: ни тем, ни тем более другим не нужна такая фискальная нагрузка. Уехавшие начнут работать исключительно на иностранные компании, а отечественная Экономика потеряет ценные, невосполнимые кадры, что в условиях кризиса совсем уж печально.
Драконовские меры не смутят человека, который уже уехал или только планирует это: в своих действиях он руководствуются существующими для него в России рисками. Что касается сохранения отношений с работодателем, тут многое зависит от заинтересованности последнего. Если она есть, стороны будут искать обходные пути по обоюдному согласию, заключать фиктивные договоры. например, с оставшейся в РФ супругой беглеца или с его родителями. Или, на худой конец, с каким-нибудь посредником — за определенную комиссию. Еще один вариант: работодатель полностью берет Издержки на себя. Возможно, в каких-то случаях компании будут либо скрывать факт работы с налоговыми резидентами, либо открывать формально другие юрлица для оформления дистанционных сотрудников-нерезидентов как самозанятых. И так далее, вариантов не перечесть.
Тут важна принципиальная позиция: заносить ли уехавших в число «врагов народа» и делать все, чтобы отрубить им обратный путь на Родину, или все-таки оставить калитку открытой, чтобы эти люди могли вносить свой вклад, в том числе налоговый, не в зарубежную, а нашу экономику.