Как заключали «рождественское перемирие» солдаты в прежние времена
Возникшая в зоне проведения спецоперации ситуация, связанная с объявлением российской стороной по случаю Рождества режима прекращения огня, заставляет обратиться к опыту прошлых лет. Было ли тогда что-то подобное в ходе предыдущих военных действий в Европе? Пояснения для «МК» дал историк Алексей Казаковский.
фото: en.wikipedia.org
— Самый близкий (по крайней мере, если брать формальные признаки) случай относится к событиям, произошедшим во время Первой мировой войны, зимой 1914 года, — говорит историк.
Тогда в преддверии Рождества Папа Римский Бенедикт XV 7 декабря выступил с призывом к правительствам воюющих стран договориться об официальном перемирии. Понтифик заявил: «Орудия могут замолчать хотя бы в ночь, когда поют ангелы». Однако эта инициатива Ватикана не была реализована на официальном уровне.
Зато ее успешно воплотили по «решению снизу».
В декабре на Западном фронте, где войска союзников России – английские и французские, — противостояли армии германского кайзера, все-таки произошло перемирие. Причем – не легализованное приказами «сверху». Практически все солдаты, сидевшие в окопах по обе стороны линии фронта, были христианами, и они очень хотели отметить великий праздник Рождества хоть в мало-мальски человеческих условиях, не подвергаясь ежесекундной угрозе смерти.
Судя по сохранившимся воспоминаниям, «виновниками» прекращения огня стали немецкие солдаты. Те события описал британский писатель Джиллиан Брокелл:
«Выглянув из своих окопов, должно быть, впервые за несколько недель, британские солдаты были удивлены, увидев на брустверах вражеских окопов рождественские елки, освещенные свечами. Затем раздался крик: «Вы не стреляете, мы не стреляем!» Рождественское перемирие было спонтанным прекращением огня, которое распространилось по всему Западному фронту в первый год Первой мировой войны. Это также символ мира на Земле и доброй воли по отношению к людям, которых так часто не хватает не только на фронте, но и в нашей повседневной жизни».
Вот фрагменты из писем английских солдат с воспоминаниями об этом небывалом доселе событии:
«Это было самое замечательное Рождество, которое я когда-либо отмечал. Мы были в окопах в канун Рождества, и около 8.30 стрельба почти прекратилась. Затем немцы начали кричать нам «Счастливого Рождества!» и начали устанавливать множество рождественских елок с сотнями свечей на брустверах своих окопов».
«На полпути встретили четверых немцев, которые сказали, что не будут стрелять в Рождество, если мы этого не сделаем. Они угостили наших товарищей сигарами и бутылкой вина, а также получили торт и сигареты. Когда они вернулись, я вышел еще с несколькими нашими товарищами, и нас встретили около 30 немцев, которые казались очень милыми парнями… Всю ночь мы пели им колядки, а они пели нам, и один из них сыграл «Боже, храни короля» на губной гармошке».
«Мы смогли похоронить наших мертвых, некоторые из которых лежали на нейтральной полосе шесть недель или больше. Мы все еще поддерживаем с немцами отношения, так что до сих пор (29 декабря) мы в них не стреляли, и они тоже, так что снайперы с каждой стороны отдохнули…»
«Справа от нас был полк прусской гвардии, а слева — саксонский полк. Рождественским утром некоторые из наших товарищей крикнули им, что, если они не будут стрелять, наши парни встретят их на полпути между окопами и проведут Рождество как друзья. Они согласились на это. Наши парни сразу же вышли, и когда пруссаки оказались на открытом месте, они открыли огонь по нашим людям, убив двоих и ранив еще нескольких. Саксонцы, которые вели себя как джентльмены, пригрозили пруссакам, если те еще раз проделают тот же трюк. Что ж, на Рождество наши товарищи и саксонцы накрыли стол между двумя траншеями, и они провели счастливое время вместе и подарили друг другу маленькие сувениры на память».
— Судя по последнему письму, все-таки без стрельбы и жертв не обошлось?
— Да, были и «упертые» вояки среди тех солдат. один из них, как можно судить по сохранившимся свидетельствам, молодой ефрейтор 16-го Баварского пехотного полка, который два десятилетия спустя превратился в самого кровавого правителя Европы — Адольф Гитлер. Но абсолютное большинство этих вооруженных людей оказалось готово к поиску возможностей, хотя бы кратковременных, мирного сосуществования, к поиску нормальных взаимоотношений.
В общей сложности, по оценкам исследователей, в этом декабрьском перемирии 1914 года приняло участие до 100000 человек. Справедливости ради следует отметить, что в дальнейшем подобных масштабных акций в ту войну уже не было, хотя в 1915-м, в 1916-м все же на некоторых участках фронта небольшие группы солдат опять смогли договориться о прекращении огня по случаю Рождества. Бывали также не праздничные, а сугубо утилитарные перемирия, — их заключали на короткое время для сбора и захоронения тел погибших.
— Известны случаи так называемых «братаний» на русско-германском фронте…
— Такое происходило неоднократно. могу привести в качестве примера цитату из письма русского солдата-пехотинца:
«На первый день Пасхи, когда мы уже разговелись, отдохнули немного, у нас все тихо ни одного выстрела, стали мы из своих окопов махать шапками до своего врага, и он тоже начал махать. И стали звать друг друга в гости и так что сошлись мы с австрийцами на середину между проволочными заграждениями без оружия и начали христосоваться, а некоторые австрийцы были православные, целовались с нами и некоторые от жалости заплакали… Угощали друг друга, вместе плясали, как настоящие товарищи, а потом разошлись».
Иногда благорасположение было столь велико, что солдаты двух армий во время «братаний» даже ходили друг к друг в гости — посещали окопы, блиндажи «на той стороне». Однако все эти поступки были в основном на уровне нижних чинов, младших офицеров. Высокое армейское начальство к «братаниям» относилось с неодобрением. А немецкие генералы и вовсе стали использовать такие стихийно возникшие ситуации для осуществления своих коварных замыслов. Вот лишь один пример: 10 апреля 1916 года на участке, занимаемом одним из корпусов 8-й армии кайзеровские вояки захватили в плен почти 150 русских солдат, приглашенных «братающимися» немцами посетить свои окопы. Этот прискорбный случай обернулся для командира дивизии генерала Деникина, будущего руководителя Белого движения, выговором от командующего фронтом генерала Брусилова.
— Были случаи объявления о прекращении огня во время Великой Отечественной?
— Мне о таких неизвестно. Если не считать ситуаций, когда одна из противоборствующих сторон, окружив или блокировав части неприятеля, предлагала сдаться и давала какое-то время (как правило, несколько часов) на размышление, в течение которого обстрелы и атаки прекращались. Так было в Брестской крепости, так было в Сталинграде. Однако в обоих упомянутых случаях результата — сдачи добиться не удалось.