Индийская газета нарисовала «нефтяной ужастик» для России
Ежедневная газета The Telegraph India адресовала России настоящий экономический ужастик. По ее сведениям, Дели может поддержать западный механизм потолка цен на российскую экспортную нефть в $60 за баррель. Такая геополитическая игра Индии, которая входит в список первых покупателей энергоресурсов из нашей страны, дорого обойдется отечественным сырьевым компаниям и национальному бюджету, которые рискуют потерять основного покупателя «черного золота» в Азии.
фото: Global Look Press
Пока стоимостный лимит никак не отразился на объемах российских поставок в Индию, поскольку страна получает нефть по цене $53–56 за баррель, пишет The Telegraph India. Но если ЕС пригрозит вторичными санкциями, то в переговорах с государствами, покупающими у Москвы сырье по цене выше $60, Дели будет настаивать на еще более выгодных контрактных условиях, чем сейчас.
В октябре 2022 года Россия, обойдя Саудовскую Аравию и Ирак, стала крупнейшим поставщиком сырой нефти в Индию. В ноябре частные индийские НПЗ закупили около 40% всех экспортных объемов марки Urals, перевозимых по морю, опередив остальные страны, сообщал Reuters со ссылкой на трейдеров. При этом агентство отмечало, что из-за ценового потолка покупатели в Индии опасаются заключать соглашения о поставках после 5 декабря (когда механизм заработал).
Тем временем это ограничение, согласованное государствами Евросоюза, G7 и Австралией, обходится экономике РФ в $160 млн в сутки, подсчитал хельсинкский Центр исследований в области энергетики и чистого воздуха. После 5 февраля, когда мера распространится на нефтепродукты, упущенная выгода вырастет до $280 млн в сутки. В свою очередь, Минфин РФ прогнозирует объем недополученных нефтегазовых доходов в январе на уровне 54,5 млрд рублей.
«Сообщение The Telegraph India выглядит как реверанс в сторону США и Европы и одновременно — как прозрачный намек в адрес Москвы: мол, Дели будет продолжать покупать российскую нефть, но с дисконтом на его условиях, — рассуждает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Индийские власти неоднократно заявляли, что не присоединятся к санкционному потолку цены. Но почему бы сейчас не продемонстрировать определенную лояльность Соединенным Штатам?»
Сегодня Индия опережает даже Китай по объемам ввозимой из РФ нефти. И если она присоединится к санкциям, Москва лишится ключевого покупателя своего стратегического сырья в Азии. Впрочем, такой сценарий маловероятен: марка Urals уходит в Индию по цене значительно ниже лимита в $60, и с учетом транспортировки, страховки и пошлин доходы поставщиков зачастую едва дотягивают до себестоимости. Кроме того, в Дели понимают, что в случае официальной поддержки механизма ценового потолка страна рискует потерять дешевую российскую нефть. Тогда Дели придется обращаться к Саудовской Аравии и другим производителям, не обремененным санкциями, но выставляющим менее выгодные контрактные условия.
«Ситуация с реализацией ценового потолка противоречива и вполне может использоваться для давления на поставщиков, — говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — В случае превышения рыночных цен над «среднепотолочными» в $60 за баррель заказчики будут настаивать на дисконтах, ссылаясь на требования Запада и гипотетические вторичные санкции. Сами покупатели не подпадают под санкции, поскольку ограничительные риски сосредоточены на перевозчиках и страховщиках».
Ценовой лимит может быть превышен при общем росте стоимости нефти. Но в таком случае отказ от российского сырья обернется для Индии необходимостью переплачивать другим поставщикам. Да и Москве терять такой Рынок сбыта совершенно незачем. Соответственно, резюмирует Гойхман, интересы покупателя и продавца совпадают: ради сохранения поставок стороны пойдут на компромисс.
«Формально правило ценового потолка касается только перевозчиков и страховщиков российской нефти стоимостью выше $60, — напоминает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. — Индия не относится ни к тем, ни к другим. В таком случае Дели придется на национальном уровне ввести законодательный запрет на страхование и перевозку. Но зачем это нужно Индии, которой Россия предоставляет самые выгодные условия, совершенно непонятно».