Эксперты подвергли сомнению прогнозы правительства по инфляции на 2023 год
В 2022 году общая И в России составила 11,94%, хотя по многим товарным позициям она объективно превышает этот показатель. Впрочем, по словам экспертов, нет никаких оснований не доверять официальным данным. Росстат ведет свои расчеты исходя из динамики конкретных цен и продаж конкретной продукции, а потребитель склонен оценивать ситуации исходя из своего кармана и кошелька. В результате мало кто из техто ходит в магазины и платит за коммунальные услуги, верит в победу над инфляцией в нашей стране.
фото: Наталья Мущинкина
11,94% — это цифра за декабрь, которая традиционно считается итоговой инфляцией за год. В среднем за прошлый год рост цен составил 13,75% к 2021 году. При этом, как сообщает Росстат, среди «отдельных групп» товаров больше всего подорожали моющие и чистящие средства – на 29,8%, стройматериалы – на 13,9%, электротовары – на 15,3%, молоко и молочная продукция – на 15,2%, сливочное масло – на 14,7%, макароны – на 14,6%. Только за декабрь цены на огурцы выросли к ноябрю на 31%, морковь – на 11%, свеклу – на 11%. Стоимость услуг зарубежного туризма увеличилась за год на 53,95%, а коммунальных услуг – на 13,5% (в связи с двойным повышением тарифов ЖКХ), страхования – на 28,2%.
Тем не менее власти считают, что И ниже 12% — это их победа! Мало того, Минэкономразвития прогнозирует снижение показателя до 5,5% в 2023 году и до 4% в 2024-м. Глава ведомства Максим Решетников обосновывает это тем, что «в конце первого квартала пик цен марта (2022 года) уйдет из базы». Но верится в такой сценарий с трудом, поскольку ситуация в экономике не предвещает позитивных перемен.
«Можно критиковать методологию Росстата, но она соответствует международно признанным стандартам, — говорит главный научный сотрудник Института экономики ран Игорь Николаев. – Естественным образом люди акцентируют внимание прежде всего на товарах и услугах, подорожавших в наибольшей степени, выше среднего уровня. И при этом они игнорируют продукцию, которая практически не изменилась в цене либо даже подешевела. Но при любых обстоятельствах годовой показатель <span class="wp-tooltip" title="инфляция в психологии — Затопление сознания содержанием берущим начало в коллективном бессознательном и связанным прежде всего с энергией либидо Если Я не в состоянии включить данные содержания в свою сознательную жизнь то в 11,94% крайне неоднозначен: с одной стороны, он ниже мартовских (прошлого года) 16,7%, а с другой – несравним с рекордно низкой цифрой 2,5% по итогам 1917-го. Так что переоценивать текущее достижение не стоит».
Что касается прогноза Минэкономразвития относительно 5,5% в 2023 году и 4% в 2024-м, то он абсолютно нереалистичен. Хотя бы потому, что валютный курс рубля будет неуклонно ослабевать, несмотря на временные и несущественные откаты. Меняется базис, фундамент, на котором зиждется механизм курсообразования, а именно – платежный баланс. Экспорт сокращается в стоимостном измерении, импорт, в свою очередь, понемногу подрастает. Продажи юаней из ФНБ в рамках бюджетного правила не изменят ситуацию кардинально. Кроме того, напоминает Николаев, есть и другие факторы, подхлестывающие цены. например, декабрьская индексация тарифов ЖКХ на 9%, которая формирует усиленный инфляционный фон на весь 2023 год. Плюс российские производители повышают цены из-за общей неопределенности в экономике, усложнения логистики, нехватки комплектующих, проблем с изготовлением и реализацией продукции, отсутствия конкурентов на внутреннем рынке.
«Оценка уровня <span class="wp-tooltip" title="инфляция в психологии — Затопление сознания содержанием берущим начало в коллективном бессознательном и связанным прежде всего с энергией либидо Если Я не в состоянии включить данные содержания в свою сознательную жизнь то обычными потребителями всегда выше официальной – таково свойство психики человека, который, как правило, покупает одни и те же продукты в одном и том же магазине, — отмечает частный инвестор Федор Сидоров. – А Росстат оперирует множеством компонентов – от стоимости билетов РЖД и авиатранспорта до детских молочных смесей. Кроме того, ряд продовольственных товаров дешевеет в сезон, например, отечественные овощи летом».
В 2023 году будет действовать несколько явных проинфляционных факторов: во-первых, производители заложат в стоимость своей продукции декабрьскую индексацию тарифов ЖКХ, во-вторых, с января повышены акцизы на табачные изделия и алкоголь, в-третьих, с начала года значительно увеличены Налоги для нефтяной отрасли (НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых), что наверняка приведет к подорожанию бензина и дизельного топлива и, соответственно, затрат любых производителей и ритейлеров. К обстоятельствам, которые могут работать против <span class="wp-tooltip" title="инфляция в психологии — Затопление сознания содержанием берущим начало в коллективном бессознательном и связанным прежде всего с энергией либидо Если Я не в состоянии включить данные содержания в свою сознательную жизнь то , Сидоров относит два. Первое – стагнация потребительского спроса, когда люди переходят на режим экономии, покупают более дешевые товары. Второе – вполне реальное сокращение объемов импорта. В целом можно ожидать как роста потребительских цен до 15% и выше в течение года, так и падения, но вряд ли ниже отметки 7-8%. Уровень в 5,5% выглядит труднодостижимым.
«Итоговый показатель <span class="wp-tooltip" title="инфляция в психологии — Затопление сознания содержанием берущим начало в коллективном бессознательном и связанным прежде всего с энергией либидо Если Я не в состоянии включить данные содержания в свою сознательную жизнь то в России в 11,94% близок к действительности, — считает аналитик TeleTrade Алексей Федоров. — 2022 год наглядно продемонстрировал, что одним из ключевых факторов, определяющих цены, является динамика курса рубля. То есть все прогнозы нужно строить с оговоркой, что отечественная валюта не упадет слишком сильно. Именно при этом условии прогнозный показатель Минэкономразвития (5,5% в 2023 году) достижим, с учетом достаточно высокой сравнительной базы прошлого года. Однако устойчивость рубля вызывает немалые сомнения. Поскольку нефтегазовые доходы страны будут сокращаться, до конца года рубль наверняка ослабнет еще на 15-20%. Соответственно, И превзойдет прогноз Минэкономразвития минимум на 2-3% и составит в лучшем случае 7,5-8,5%».