С точностью до дома: как развивается транспортная картография
В Москве продолжает развиваться транспортный каркас столичной агломерации. Наряду с новыми рельсовыми трассами и переустройством маршрутной сети наземного транспорта значительные изменения происходят в области информатизации мобильности. Цифровые системы оптимизируют трафик и делают транспорт прозрачнее для пользователя — как на уровне агломерации в целом, так и с детализацией до отдельного дома.
фото: Пресс-служба Московского метрополитена
Современную интегрированную транспортную систему любого масштаба — в рамках района, города, области, всей страны — нельзя представить себе без цифрового контура управления. сейчас на службу городскому транспорту в Москве заступили цифровые системы автоматики и телеметрии движения. Они с самого начала внедряются на новых линиях метро — так, например, именно современными российскими цифровыми системами АТДП оснащена Большая кольцевая линия (БКЛ), полный пассажирский пуск которой ожидается в этом году. «Апгрейд» аналоговых систем до современного уровня проводится и на действующих линиях — так, в новогодние каникулы система была внедрена на Кольцевой линии, которая вступила в строй в далеком 1954 году.
Не обходится без обновления систем СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки) и при запуске в современную пассажирскую эксплуатацию городских и пригородных железных дорог. Скажем, с самого начала информатизация коснулась Московского центрального кольца (МЦК), обновляется автоматика и на железнодорожных диаметрах МЦД по мере реконструкции линий.
Что касается автобусов и электробусов Москвы, здесь информатизация управления движением качественно изменила ситуацию. То, что видно пассажирам — отображаемое время до подхода нужного маршрута на табло или на онлайн-карте — лишь верхушка айсберга. По-настоящему масштаб изменений виден лишь специалистам службы движения: цифровизация дала возможность использовать подвижной состав наиболее эффективно. А это — сокращение интервалов движения и, в конечном итоге, времени пассажира в пути до работы или социальных объектов.
Информатизация транспортного каркаса дала возможность оценить ситуацию с транспортной доступностью для каждого конкретного дома. Это используют городские службы при планировании градостроительной деятель, а для обычного горожанина подобный функционал дает возможность увидеть транспортную ситуацию при выборе жилья для аренды или покупки. Сервис для этого, названный «Узнай про ЖК», был разработан Департаментом транспорта по инициативе мэра Москвы Сергея Собянина и работает в тестовом режиме по адресу uznai.mos.ru.
Инфографика : пресс-служба МосТрансПроекта
Еще два партнера проекта — портал поиска недвижимости Циан (на его сайте этот сервис также работает) и картографический ресурс 2ГИС. Обе эти платформы полностью отечественные, что важно в проекте, работающем с большими данными. При этом сервис сделан независимым и от девелоперов — это необходимое требование к ресурсу, который сделан как объективный инструмент измерения.
На сегодняшний день в «Узнай про ЖК» есть данные о 260 новостройках, введенных в строй с 2021 года. Скоро система начнет считать и рейтинг апартаментов. Каждый жилой комплекс имеет свой рейтинг с точки зрения обеспеченности транспортом. Он складывается из двух показателей – географической доступности и инфраструктуры ЖК, а рассчитывается по более чем 35 параметрам, обладающим разной значимостью. Скажем, максимальный «вес» имеет параметр удаленности дома от метро, как самого востребованного вида общественного транспорта в мегаполисе. Но свою лепту вносят и такие параметры, как парковочная доступность и даже наличие мест для хранения велосипедов.
Инфографика : пресс-служба МосТрансПроекта
Времена дискуссий о том, нужна ли цифровизация основных городских систем, таких как транспорт, уже прошли: высокая степень информатизации всех городских сервисов стала неотменимым фактом. И то, что цифровые контуры управления предоставляют новый уровень удобств не только организаторам перевозок, но и жителям города, можно только приветствовать.