Аналитики назвали средства эффективного воздействия на окруженного противника в ходе СВО
В ходе специальной военной операции российские войска при воздействии на противника сочетают огневую мощь и средства психологического воздействия. К такому выводу пришли авторы сборника военных статей «Война среди стен», который подготовлен Центром анализа стратегий и технологий (ЦАСТ). В частности, проанализирован опыт боев в городах, в том числе в Мариуполе, а также небоевой аспект штурмовых действий.
Как отмечают военные аналитики, крайне важным аспектом взятия городов является минимизация сопутствующих жертв и разрушений путем организации гуманитарных коридоров для вывода мирного населения и максимально быстрого принуждения засевшего в городской застройке противника к капитуляции или отступлению.
В то же время, ВСУ, прикрываясь мирным населением, как живым щитом, превращают города в крепости. В этих условиях, наряду с блокированием противника, бомбардировками, которые оказывают деморализующее воздействие, одновременно ведется и специальная работа по агитации противника к сдаче, ослаблению у военнослужащих противника воли к сопротивлению, разжиганию среди них панических настроений и розни, подрыву доверия к собственному командованию. Немаловажным фактором является объявление амнистии добровольно сложившим оружие.
Для распространения нужной информации применяются различные средства, от агитационных боеприпасов с листовками и другими материалами до обращений и призывов, распространяемых с помощью специальной аппаратуры для воспроизведения звукового и визуального материала, передаваемых по радиоканалам, через Интернет-ресурсы и т. д.
Еще в СССР были созданы агитационные бомбы АгитАБ-250-85 и АгитАБ-500-300, авиационные парашютные тары АПТ-1 (АПТ-1Д), блоки контейнерные фронтовые с агитационной литературой БКФ-АЛ.
Для распространения агитматериалов с помощью ствольной артиллерии были созданы 122-мм выстрелы с агитационными снарядами А1 (А1Д) и А1Ж (А1ЖД). Для распространения с помощью реактивной артиллерии — 122-мм реактивные снаряды 9М28Д и 220-мм реактивные снаряды 9М27Д с агитационной головной частью, для минометов — 82-мм агитационные мины А-832А.
Еще один вариант – использование малых беспилотников «Орлан-10» для разбрасывания листовок. Такие аппараты, кстати, использовались в ходе операции в Сирии для доставки агитматериалов.
количество доставляемых листовок может варьироваться от сотен штук в 122-мм агитационных снарядах до десятков тысяч в агитационных бомбах.
В ходе российской специальной военной операции на Украине и в Донбассе для воздействия на противостоящие украинские войска отмечается активное использование 122-мм агитационных снарядов и 122-мм реактивных снарядов.
Средств распространения звукового агитационного материала тоже существует много. В простейших случаях можно просто устанавливать мощные громкоговорители, чтобы звук с них доходил до позиций противника, но они могут быть быстро выведены из строя в результате обстрелов.
Помимо монтируемых на автомобили переносных и облегченных станций существуют специальные звуковещательные станции, которые монтируются на легкой бронетехнике: ЗС-82 и ЗС-99 на базе БРДМ-2, ЗС-88 и ЗС-96.03 на БТР-80, а также мощные звуковещательные станции МЗС-83 на базе МТ-ЛБу. Звук от них распространяется на ограниченное расстояние, например, у ЗС-96.03 — до 7 км.
Намного более распространено использование обычных наземных радиотехнических средств, от переносных радиопередатчиков до специальных подвижных радиостанций с мощной аппаратурой.
Кроме того, считают авторы сборника, нельзя забывать о необходимости уничтожения или захвата контроля над важнейшими центрами, обеспечивающими распространение информации и пропаганды противника — теле— и радиоцентрами, ключевыми каналами доступа в Интернет и т.д. Все более важную роль приобретает работа через соцсети, а также взлом и размещение нужной информации на Интернет-ресурсах противника.