Рынок парфюмерии заполнили «отливанты»: пробирки по 2–10 миллилитров
Впереди праздники — 14 февраля и 8 Марта, и традиционным подарком девушкам все еще считаются духи. Хотя ассортимент предсказуемо сократился из-за санкций, покупать парфюмерию россияне не перестали — правда, теперь делают это немного иначе. Корреспондент «МК» прошлась по магазинам косметики и выяснила: параллельный импорт, увы, не справляется.
фото: Алексей Меринов
Средний чек на косметику упал почти на 45% по сравнению с прошлым годом — в январе 2023 года он составил 1972 рубля, а вот годом ранее было 3588 рублей: такими данными поделились специалисты одной из исследовательских платформ. Радоваться нечему, разгадка — не в экономии и не в разумном потреблении. Продажи парфюмерии увеличились на 31%. Дело в том, что после ухода из России крупных и известных международных брендов их место на прилавках заняли другие — российские, белорусские и корейские. Их продукция стоит дешевле — вот и ответ.
Есть и другая тенденция, ведущая к уменьшению среднего чека. Новшество — большие объявления с предложениями покупать духи и косметику в рассрочку: платеж можно разделить на 4 части. С учетом текущих цен — не самое плохое предложение. правда, нюанс: покупать-то нечего… вернее, почти нечего.
Жанр прогулок по магазину и праздного тестирования всех духов подряд ушел в прошлое. На прилавках тут и там — унылые прогалины. О былом разнообразии напоминает лишь ряд пустых флаконов-тестеров, на донышках некоторых из них еще что-то плещется. Понюхать или даже брызнуть на бумажку — можно, а вот купить уже нельзя: тестеры тестерами, а товаров не осталось…
— Здравствуйте, я могу вам помочь? — звучит за спиной традиционный вопрос продавца.
— Чем же тут поможешь, если ничего уже нет?
— Ну-у… — консультант явно теряется. — Ну, можем попробовать аналог подобрать. Вас какие ароматы интересуют, что-нибудь цветочное?
Ситуация становится более-менее понятной: тем, кто ищет просто «какие-нибудь духи» в оговоренном направлении, консультанты действительно в силах помочь — все-таки магазин не пустует, флаконов на прилавках хватает… Ну а вот тем, кто пришел с намерением купить конкретный флакон конкретных духов, а не «что-нибудь цветочное», будет гораздо сложнее.
правда, в свете грядущих 14 февраля и 8 Марта это вряд ли окажется проблемой — как признаются консультанты, мужчины, которые выбирают духи в подарок, чаще всего охотно принимают советы и подсказки.
— Единицы приходят с конкретно сформулированными заказами: мол, такой-то аромат. С точки зрения продаж с ними, конечно, сложнее, хотя опытный продавец и здесь найдет возможность увеличить чек: например, предложит самый большой объем флакона или посоветует взять в комплект гель для душа и крем для тела с подходящим запахом, если они есть, — рассказывает в беседе с корреспондентом «МК» Анна К., которая несколько лет проработала в крупной парфюмерной сети. — Однако чаще запросы максимально туманные. Иногда просто спрашивают, мол, что сейчас модно? Иногда просят «На ваш вкус<». Вот тут желательно отговорить, потому что вкус< продавца не обязательно совпадет с вкусом той, кому предназначен подарок. Я в таких ситуациях обычно рекомендовала что-нибудь максимально нейтральное и ненавязчивое — скажем, ароматы с нотами розы или зеленого чая нравятся почти всем, тут сложно попасть впросак. Но иногда приходится рекомендовать то, от чего магазину нужно скорее избавиться.
фото: Наталья Мущинкина
Хотя и с гелями для душа в комплект сегодня не развернешься — их давно уж расхватали. Кое-где ситуация совсем удручающая: например, на прилавке известного британского парфюмерного бренда осталось всего 5–7 вариантов духов и столько же средств для душа. Вот только нюанс: гели-то совсем не те же самые, что парфюмы, комплектов из них не соберешь.
Конкретный желанный парфюм сегодня проще купить в виртуальных онлайн-магазинах, а не в косметических супермаркетах — там, конечно, придется обойтись без возможности попробовать, зато велик шанс, что нужный продукт найдется. правда, цены кусаются: большинство духов популярных марок класса «люкс» (Chanel, Dior, Guerlain, Yves Saint Laurent и другие) сегодня стоят не меньше 7–8 тысяч рублей за флакон 30 мл, и не меньше 10 тысяч — за 50 или 75 мл. Если же духи по каким-то причинам могут считаться редкими — например, уже сняты с производства или изначально были выпущены для немногочисленной «бутиковой» линейки, — то цены могут достигать 25–30 тысяч рублей за флакон. Новинки 2022–2023 года, которые в соответствии с позицией владельцев брендов и вовсе не должны были никогда попасть в Россию, оценены в 30–35 тысяч (вместо оригинальной цены в диапазоне от 100 до 150 евро), и это вполне предсказуемо — так приходится платить за параллельный импорт и возможность обойти запрет. Немудрено, что в нынешних условиях все больше любительниц разнообразия в парфюмерии делают выбор в пользу т.н. «отливантов» — пробирок по 2–10 мл, в которые дорогие ароматы разливают специально с целью перепродажи. Также вырос Спрос на фирменные миниатюры — другое дело, что у некоторых брендов даже цена на «малышей» объемом 10–15 мл может достигать 2500–3500 рублей.
Напомним, что в декабре 2022 года Россия ввела пошлину в 35% на средства гигиены и бытовой химии из недружественных стран — США, Канады, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и некоторых государств ЕС. Мера должна действовать до конца 2023 года. Соответственно, цена на эти товары пропорционально увеличивается — такая мера должна отвадить клиентов от товаров из «нехороших» стран и мотивировать сделать выбор в пользу локального производства.