Взорванный «Северный поток» задумали дотянуть до Калининграда: эксперты назвали цену
Разрушенный в результате теракта в сентябре прошлого года газопровод «Северный поток» может обрести вторую жизнь — на сей раз чисто российскую. Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов предложил построить отвод от подводной магистрали в Калининградскую область. сейчас «голубое топливо» в этот регион идет транзитом через Литву и, по словам депутата, подвергается «откровенному шантажу со стороны прибалтов».
фото: globallookpress.com
«Нужно рассмотреть возможность протянуть в регион нитку газопровода от «Северного потока». Это позволит стабилизировать, а затем планово развивать калининградскую экономику», — заявил Нилов. По его словам, Вильнюс пользуется тем, что энергоресурсы в российский анклав в настоящее время поставляются транзитом через литовскую территорию, и «откровенного шантажирует» жителей северного региона.
Вильнюс окончательно отказался от российского газа летом прошлого года, заявив, что газотранспортная система страны будет доступна только поставщикам, «не представляющим угрозы национальной безопасности». Исключение было сделано лишь для «голубого топлива», идущего транзитом в Калининградскую область. Впрочем, поставки по этому маршруту прибалты также неоднократно угрожали заблокировать.
России пришлось придумывать альтернативный способ транспортировки топлива. Для обеспечения энергетической безопасности региона в Калининград подогнали плавучую регазификационную установку «Маршал Василевский» с крупной партией груза на борту. Также были задействованы производственные установки недавно построенного морского СПГ-терминала «Портовая», расположенного в Ленинградской области.
На первый взгляд, вопрос о газоснабжении отпал. Однако мощность «Василевского» в 2,7 млрд кубометров газа не дотягивает до необходимых Калининграду объемов, которому ежегодно требуется на один миллиард «кубов» больше. Кроме того, сжиженное топливо «Газпрому» приходится доставлять из самых отдаленных регионов мира, самыми ближайшими из которых являются Греция или Бельгия, а начальные поставки СПГ монополии пришлось налаживать аж из далекого Камеруна.
Между тем, впервые вопрос о газопроводном соединении Калининградской области с Россией посредством «Северного потока» был поднят еще в 2006 году, когда стартовала прокладка подводного трубопровода, правда, в тот момент «Газпром», судя по всему, посчитал подобную идею экономически неэффективной. Затем в 2013 году возможность реализации такого проекта Владимир Путин поручил рассмотреть главе правления «Газпрома» Алексею Миллеру. Однако, поскольку транзиту через Литву тогда ничего не угрожало, проект южного отвода от балтийской магистрали продолжил оставаться лишь на бумаге.
За прошедшее десятилетие ситуация кардинально изменилась. Отношения России с Евросоюзом, и в первую очередь c Прибалтикой, накалились до предела, поэтому теперь соединение газопроводного хозяйства Калининградской области с «Северным потоком» будет носить уже не столько экономический, сколько политический характер. «Стоимость строительства отвода будет зависеть от маршрута, а также от диаметра трубы, — рассуждает эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артем Клюкин. — Глубины в этом районе относительно небольшие, а отвод будет соединяться с уже существующей трубопроводной системой. Если ориентироваться на другие аналогичные проекты, то стоимость строительства одного километра уложится в $10 млн. Окупать отвод за счет отказа от транзита через Литву придется долго, но ситуация такова, что Вильнюс может в любой момент перекрыть поставки, что станет очень серьезной проблемой для региона».
Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов приводит более подробные расчеты. «Если судить по карте, то расстояние от «Северного потока» до Калининграда в случае разветвления ориентировочно равняется одной пятой от всей длины газопровода. Полная стоимость строительства «Северного потока» — 9,5 млрд евро. С поправкой на инфляцию в 12% годовых, которую мы увидели в 2022 году, сейчас этот проект обошелся бы примерно в 10,7 млрд евро. Таким образом, дополнительный отрезок до Калининграда стоит чуть больше 2 млрд евро. Расчеты крайне приблизительные, так как в общей стоимости заложены более дорогие цены на строительство отправляющей и принимающей инфраструктуры, в том числе, терминалов для хранения СПГ, а не только сам газопровод. В свою очередь, на разработку проектной документации и строительство данного проекта может потребоваться от 2 до 3 лет», — считает эксперт.
Более того, как говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, в прошлом году на повестку дня было вынесено предложение использовать находящуюся на российской территории сухопутную инфраструктуру «Северного потока — 2» для газификации северо-западных регионов нашей страны. «Если в Новгородской и Ленинградской областях со снабжением «голубым топливом» дела обстоят относительно приемлемо, уровень газификации здесь составляет от 60% до 70%, то в Псковской области и Мурманской позволить себе приготовить себе обед на конфорке могут менее половины жителей, а в Карелии и вовсе газом обеспечено всего 8% потребителей», — отмечает эксперт. По его мнению, такие проекты необходимы регионам для повышения качества жизни людей и общего развития территорий. Хотя сказать, какова будет стоимость такой инфраструктуры и назвать сроки ее реализации, сейчас сложно, однозначно для воплощения идеи в жизнь потребуется гораздо меньше финансовых средств, чем для строительства новой газовой магистрали в Калининград с нуля.