Эксперты оценили последствия 10 пакета санкций: начнется примитивизация экономики России
ЕС нанес удар по российской торговле. Ущерб от очередного, уже десятого по счету пакет санкций против России, оценили в €12,7 млрд. Импорт отечественных товаров в страны Европы был урезан почти на 60%, а экспорт ЕС в нашу страну — почти на половину. Бороться с новыми запретами Россия будет уже привычными для нее методами: импортозамещением и развитием параллельного импорта. Если же эти способы не помогут, придется прибегнуть к полному отказу от ряда товаров, упрощению производств и примитивизации экономики. Все эти антисанкционные меры отрабатывались в 2022-м, наверняка помогут отечественной экономике и в текущем году.
фото: Наталья Мущинкина
Евросоюз принял десятый пакет антироссийских санкций аккурат 24 февраля – в первую годовщину начала спецоперации. В него, помимо санкций против многочисленных физических и юридических лиц, вошли ограничения, связанные с экспортом и импортом. Так, например, ЕС запретил поставки в Россию товаров двойного назначения, а также их транзит через российскую территорию во избежание обхода санкций
В рамках нового пакета был ограничен экспорт «критически важных» технологий, промышленных товаров, в частности, электроники, транспортных средств, деталей машин, запасных частей для грузовых автомобилей и реактивных двигателей, товаров для строительства, например, антенн или кранов.
Кроме того, был введен запрет на поставки тяжелых грузовых автомобилей, запчастей к ним, полуприцепов, спецтехники, в частности, снегоходов. Под ограничения попали электрогенераторы, бинокли, радары, компасы, конструкции для мостов, погрузчики и краны, насосы. Вдобавок к этому под европейский каток запретов попали российские парафин, нефтяной кокс, природные битум и асфальт, битумные смеси, углерод.
В общем, перечень выглядит внушительно, но на сколько на самом деле эти запреты серьезны? Этот удар не смертельный для нашей экономики, но все равно тяжелый, так как ЕС — основной внешнеторговый партнер России, рассказывает главный научный сотрудник Института экономики ран Игорь Николаев.
«Потери от сокращения экспорта и импорта будут очень значительными и болезненными. вместе с тем, безусловно, Экономика России не умрет, но период дня нее настанет очень тяжелый, — продолжает эксперт. — По опыту 2022 года можно сделать вывод, что проблемы с товаров будут решаться с помощью импортозамещения. Рост инвестиций в основной Капитал (около 5,5%) в значительной мере объясняется тем, что наши компании были вынуждены вкладывать средства в эту программу. Тут, что называется, вопрос выживания. В текущем году импортозамещение продолжит развиваться. Но надо быть реалистами и понимать, что заместить «санкционку» удастся не по всем направлениям. Именно по этой причине от использования определенных товаров придется просто отказаться, а это уже упрощение или даже примитивизация экономики. Особенно ярко мы это наблюдали прошлой весной на примере автопрома: в России разрешили выпускать автомобили без подушек безопасности, ABS и т. д».
По словам Николаева, на помощь российской экономике также придет параллельный импорт, который продолжает стремительно развиваться. правда, его объемы пока не впечатляют. Если верить открытым источникам, то в 2022-м параллельный импорт покрыл около 10% того импорта, который был за год то этого. Получается, такая схема помогает решить торговую проблему, но только частично.
«Сейчас сложно оценить ущерб от новых торговых санкций, — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Важно понимать, что инициаторы запретов вынуждены постоянно изобретать что-то новое, чтобы никто и подумать не мог, что потенциал их фантазии близок к исчерпанию. Десятый пакет вполне подтверждает эту теорию».
При этом эксперт подчеркивает, что отторжение от передовых европейских рынков для России не очень приятно и чем больше будет глубина этого разлома, тем сложнее будет наладить связи в дальнейшем.
«Десятый пакет санкций — это дополнительный стимул для России не снижать усилий по перенаправлению экспортных потоков, в частности, в Африку, Латинскую Америку, в Азиатско-тихоокеанский регион. И кое-что сделать уже удалось. Так, например, 80% нашей сырой нефти идет в Азию», — напоминает Масленников.