«Хотим начать новую жизнь в России»: юные староверы из Бразилии рассказали об амбициозных планах
«О России мы слышали только самое хорошее! здесь мы хотим официально зарегистрировать свой брак и начать новую жизнь. Возделывать землю, сеять и пахать».
На днях в Приморский край из Бразилии на постоянное место жительства переехали староверы — Афанасий и Лариса. здесь они выберут землю, построят дом и будут заниматься сельским хозяйством, — как и в стране “донов Педро”, где оба родились. работы впереди много, но Афоня и его подруга этого совсем не боятся. «МК» поговорил с новыми жителями нашей страны, а также с теми из Приморья, кто их принимает в России и оказывает поддержку.
О переезде и его причинах
— Сам я родился в Бразилии, в штате Парана. Там и сейчас живет мой отец все еще с моей сестрой и братом, а мать переехала в другой штат, — рассказал «МК» Афонсо (или по нашему Афанасий, авт.). — Разводиться по законам нашей религии, не положено, но у родителей не сложилась совместная жизнь, потому и разъехались.
— Как вы жили в Бразилии?
— Там у нас были коровы, только немного — чтобы молоко для себя доить, сыр стряпать. Не на продажу. А вот куриц много было. Но мы там по-другому с курами обращаемся – просто отпускаем в деревне, они так плодятся там, что потом любой, кто хочет, берет курицу, готовит из куриного мяса, что нужно, и яйца собирает. Поросята в Бразилии были у моего соседа, мы покупали у него мясо. А еще у нас там много страусов есть. Но убивать их по закону запрещено, вот они ходят повсюду и пакостят. Выдергивают посев молодой на поле, едят все, а потом ничего не там растет. Ну и кабаны дикие встречались. много и обезьян. возле нас, в деревне, их поменьше было, а в больших лесах полно! Они тоже очень пакостные — если телефон оставить, все могут утащить. Но мы их не трогаем, тоже запрещено. Воду мы берем для питья, для приготовления пищи и домашних дел из колодца, копаем его на 100 метров и больше, хотя речек много.
Я работал с семьей, занимался сельским хозяйством. Земля там не моя была, дедушки моего — около 1000 гектар. Сою там сеяли, кукурузу, подсолнухи, фасоль, обрабатывали своей техникой. Потом все, что выращивали, продавали и на эти деньги там существовали. Лариса тоже родилась в Бразилии, но в другом штате. У старообрядцев по всей стране несколько кланов.
Какая там жизнь в Бразилии? Там люди хорошие, климат теплый, всегда жарко, но я, если честно, больше холод люблю. А жена любит, когда маленечеко потеплее (я намеренно не изменяю диалект Афанасия, как он говорит на русском, а иногда старорусском языке, авт). — Что же вы, из-за климата решили переехать?
— Я хоть ни разу в России не был, но только хорошо всегда об этой стране слышал. Что эта страна великая, сильная, мудрая, а потом и родина моих предков. Мой тятенька с маменькой (это родители моей жены) здесь уже живут, тетка моя Агриппина тоже здесь, у нее в Приморье сыроварня.
— Какое первое впечатление?
— Прохладненько! Нас предупредили, что бывает мороз до минус 37. Но я залюбил здесь уже все! Мы с Ларисой сначала приехали в Москву. Она тоже обрадовалась , потому что у нее родители уже в Приморье живут, она так тосковала. Когда из самолета только вышли в Москве, так холодно сразу стало, пар выходил изо рта. И чудно это показалось, ни разу так холодно не было! Удивило, что люди по-другому здесь разговаривают, без эмоций как-то. В Бразилии, все улыбаются, смеются, спрашивают как дела, а здесь ответят на вопрос — и все. Ни одной эмоции</sp или улыбки. Все строгие очень, что ли. А вот в Приморье люди уже побольше улыбаются
— И чем вы собираетесь здесь заняться?
— здесь наша <span class="wp-tooltip" title=" Элемент воображения Характеризуется локализацией в достаточно отдаленном будущем и объединяет в себе представления о жизни высокого качества Часто выступает сильным фактором творческого поиска Но может быть признаком неаде – разработать землю. Будем сеять бобы, кукурузу, животноводством заниматься, а главное — детишек родить, дом построить. Просто жить спокойно.
— Где жизнь дороже, по-вашему?
— здесь еда шибко дорогая, все покупается в супермаркете, а мы-то привыкли свое кушать. А вот всякая электроника, бытовая техника, телефоны — все это подешевле.
— Когда уезжали из Бразилии, что с собой взяли?
— Мы заранее спрашивали, что нужно взять, а самое главное — теплые вещи — забыли. Посуду свою привезли, несколько рубах (жена сама рубахи шьет, а здесь намного дороже вещи, чем в Бразилии). Книжек много взяли – у нас только четыре коробки книг, в основном по нашей религии. Ну и деньги маленечко взяли, вот и все.
— Не жалко было уезжать, обеспечивающий ток крови по кровеносным сосудам»>сердце не щемит? Так кардинально жизнь поменять ведь непросто.
— Нет, нет. Я не боюсь перемен. здесь наши уже живут давно, и мы тоже справимся!
О любви и свадьбе в Бразилии
— Насколько знаю, вашей жене Ларисе нет 18 лет и детишек еще нет. Так как же вы поженились?
— Да, ей будет 18 лет через несколько дней, а мне сейчас 23 года, — улыбается Афанасий. — Официально мы пока не женаты. Там, в Бразилии, шибко трудно было официальный брак в загсе заключить из-за ее возраста. На регистрации нужен был ее отец.
— Расскажите с самого начала, как вы познакомились?
— Ларисе было 16 лет, когда она приехала на свадьбу знакомых в наш штат, и жила у моей мамы. Я тогда уже отдельно жил от отца (мне был 21 год), занимался сельским хозяйством на земле моего дедушки. Так вот, я тоже приехал на эту свадьбу и увидел мою Ларису. Все! Любовь с первого взгляда. ничего не могли мы поделать с нашими чувствами. Вообще, многие женятся у староверов рано, но это от человека все-таки зависит. Потом я вместе с мамой приехал к ее родителям, которые уже собирались переезжать в Приморье. Попросил, как у нас полагается, ее руки. Родные Ларисы дали согласие. И пришлось им из-за свадьбы задержаться в Бразилии еще на два месяца. Официально нас не зарегистрировали, но мы по нашей религии и обычаям обвенчались в молельне (церкви, иначе говоря). Свадьба была потом в деревне. Как полагается по русским обычаям, отпраздновали. Наряды на свадьбу Лариса сама шила и подружки помогали. Что-то, конечно, купили в магазине, но перешили, как нужно. Кокошник у нее на голове, моя рубаха – все ее руками. Сначала жили мы у мамы, а потом в доме у дедушки, это недалеко. Так что, перед Богом мы — муж и жена, скоро в ЗАГС пойдем, когда все документы получим.
О староверах
— Что отличает староверов от обычных христиан? правда ли, что нельзя дома держать телевизор, нельзя ходить в общественные пункты питания – кафе, столовые, рестораны?
— Да, староверы не шибко смешиваются (имеется в виду общаются – авт) с другими людьми. Не ходят по ресторанам. Признаюсь, мы с Ларисой еще молодые, иногда хочется все посмотреть, иногда и в ресторан даже можем зайти. Но у нас такая религия: если ты смешаешься с другими (случайно или намеренно), то должен пойти в церковь и попросить прощения, помолиться. Алкоголь можно иногда, но только самоквашеный (вино свое, пиво), покупной нельзя. Курение нельзя ни в коем случае.
Староверам благоволят местные власти. Объясняется это просто: они не гнушаются добровольно взяться за возделывание дальневосточной земли.
— Почему их называют староверами? От слова, которое произошло в начале XVIII века, — рассказывает руководитель консультационного центра по вопросам миграции Приморья Сергей Пушкарев. — Они верят в Христа, но разница только в обрядах. Крестятся двумя пальцами (указательным и средним). Но главное, что они очень светлые, добрые люди, которые хранят нашу русскую культуру, историю, обычаи. Есть вспомнить историю, то в 30-х годах прошлого столетия их деды убежали из России, когда началась коллективизация. По своей натуре эти люди единоличники, не приемлют коллектив. Даже сейчас каждый ведет свое хозяйство отдельно. И никакой кооперации. Поэтому их деды убежали в Китай, а в 50-х годах, когда и в Китае строй поменялся, их всех Красный крест переселил в Южную Америку. Вот там уже родились наши современные староверы. Все они многодетные, потому что аборты запрещены, контрацептивами не пользуются. Как только женщина восстановилась после родов, рожает следующего. Но у них такие славные семьи! язык русский знают в совершенстве, он у них чище, чем у нас с вами! К нам сейчас едут староверы, которые довольно социализированные и, как говорится, для них ничто человеческое не чуждо. То, что они соблюдают внутри своих семей – это их, туда не лезьте. Они беспоповцы, у них церкви нет, есть молельня, есть выборный настоятель, и это для них свято и очень важно. У этих людей условия жизни иные, многим из нас непонятные. Мы вот сейчас уткнулись в эти смартфоны, а они при помощи них только общаются. Они невесту ищут, чтобы общего по крови не было до седьмого колена, не было родственников, а по вере — до восьмого колена, чтобы не было крестного отца или матери. И все такие красивые! Вот я даже увидел мать Ларисы и ее – будто двойняшки и обе красавицы.
Кстати, Афанасий и Лариса хотели сначала просто приехать в гости к родителям девушки, а потом она сказала – никаких гостей, едем навсегда! Замечу, что у них женщина в семье правит. Мужчина без ее согласия практически никогда не принимает решения. Они на детей никогда не кричат, дети в отдельной комнате всегда, их не видно и не слышно. В обычные школы ходят, а где нет школ, то их родители сами учат.
О помощи переселенцам
— Сергей Григорьевич, это же не первая и не вторая семья, которая переехала в Приморье?
— Если считать с 2009 года, то к нам вернулись 47 семей. Ровно 200 человек вместе с Афанасием и Ларисой. Все они старообрядцы из Южной Америки. Именно из Бразилии — шестая семья, первые переселенцы были из Боливии, потом шел Уругвай. Было опасение, что в связи со сложной политической ситуацией их приезд затормозится, но все прошло как они планировали.
— Почему они хотят переезжать?
— Это трудный вопрос. Наверное, кровная тяга к родине, на землю предков. Это играет, поверьте, очень большую роль. Мы сейчас начали работать с семьями староверов из Орегона (штат США). один мне так заявил: я хочу перевести всех сыновей в Россию, потому что они начинают забывать русский язык, а с уходом его уйдет и Вера. Тот уклад, который они сохранили, обряды, веру, религиозные обряды, которые соблюдают — все важно.
— Старообрядцы как-то общаются между собой по всему миру?
— Конечно! Кстати, у них свое «радио» быстро работает. Они узнают новости раньше, чем мы. Вот, мы встретили Афанасия и Ларису, а уже ролик об их приезде из Бразилии пришел! У них все очень быстро общение происходит. Смартфоны, в отличие от телевизоров, там есть у всех,, и они пользуются ими в совершенстве, а вот телевизоры не у всех есть. Все отсюда сразу передается «туда» и, конечно же, влияет на принятие ими окончательного решения.
— А как вы с ними работаете? С чего начинается все?
— Для староверов создан специальный центр содействия переселенцам. Мы связываемся с желающими, у меня есть их телефоны, по всем вопросам консультируем друг друга. И с первых шагов мы помогаем им во всем. Переселенцы примерно десять дней живут во Владивостоке, в гостинице. Последней семье нашли хорошую гостиницу, у них в номере есть кухня, где сами готовят еду, посуда есть и все необходимое. Они такие блюда в великий пост готовят, что можно позавидовать! Мед, пирожки, овощи разные.
О будущем Афанасия и Ларисы
Все документы они получат недели через две, — уточнил Сергей Пушкарев. — У них еще фамилии не склоняются, как у нас. У Афанасия фамилия Егоров, у Ларисы Кузьмин-Кузнецов. На иностранный манер, так сказать. А по паспорту наш Афанасий — Афонсо, это уж мы его так назвали, по-русски. Ему это нравится.
Пока эта семья будет жить в селе Богуславка Пограничного района, где отец с матерью Ларисы приобрели большой дом. Но им еще выделяется жилищная субсидия. На одного человека получается где-то 800 тысяч рублей. Состав семьи у родителей Ларисы большой (там еще трое несовершеннолетних детей). По нашим миграционным законам сначала переселенцам дается разрешение на временное проживание, потом им выдают документы на Гражданство и через три месяца они становятся россиянами. В общей сложности уйдет пять месяцев. У Афанасия будет свое частное крестьянско-фермерское хозяйство, им выделят землю, сколько нужно (по законодательству Приморского края от 3 до 600, но это очень много, наверное, до 300 гектар), если нужно, они возьмут или субсидию или грант, и будут развиваться. В Бразилии они занимались выращиванием бобов (по нашему сои), и здесь хотят этим заниматься. Но больше мы их ориентируем на животноводство, хотя это требует больших затрат. Технику сами покупают. Кстати, еще им дают банковские долгосрочные кредиты и субсидии на технику, но процентов 20 своих средств у них должно быть.
О новой жизни и Приморье
— Афанасий, ваша жена рада, что приехала в Россию?
— Да, очень. Мы все необходимые документы справляли, потом погуляли по Владивостоку. Как красиво здесь ночью! Живем в гостинице, условия хорошие. Продукты покупаем в магазине, он . А еще пришлось в магазине купить теплую одежду — куртки, сапожки. Меня тут спрашивали, можно ли нам, староверам, одеваться, как говорят, по моде? Мужчинам иногда можно, а вот женщинам нет – все строго. жена у меня всегда в длинной юбке, сарафане до пола и чтобы волосы были спрятаны, носит сашмура — этот платок называется. Брюки тоже нельзя. А если по моде ей что-то хочется, так она сама шьет себе. Что касается телевизора — все сейчас у нас разрешается, хотя раньше запрещали. Мы и телевизор, и всю технику купим, в Бразилии у нас тоже все это было. Мы, хоть и староверы, но живем не как дикари, идем в ногу со временем. Единственное, Вера у нас более строгая, чем обычная христианская.
Афанасий также рассказал, что пока они с женой уезжают к родителям в Богуславку, но ненадолго:
— Сначала поживем там и будем искать подходящий дом, хорошую землю. А там как-то заживем, начнем сеять, растить, и сами зарабатывать. работы мы не боимся и любим ее.
— Как вы думаете, почему староверы все едут именно в Приморье?
— Потому что здесь климат хороший, не очень холодно и раньше можно посеять, можно коров держать, да и все наши тут живут из поколения в поколение. Тянет нас сюда!