Битва за дисконт: котировки российской нефти выросли после снижения ее добычи
Москва нашла способ, как урезать размер скидок, которые отечественные экспортеры нефти вынуждены давать азиатским клиентам из-за западных санкций, наложенных на экспорт российских углеводородов. По словам вице-премьера Александра Новака, сокращение добычи «черного золота» на 500 тыс. баррелей в сутки в марте, решение о котором добровольно приняла наша страна, привело к сокращению дисконта на нефть отечественной экспортной марки Urals.
Период сокращения добычи Россия продлила до июля. правда, позволит ли такой маневр укрепить экспортные доходы нашей страны – большой вопрос.
фото: pixabay.com
По сравнению с серединой января дисконт на российскую нефть, с которым наше сырье покупают нынешние зарубежные потребители, снизился в среднем на $8 за «бочку», сообщил вице-премьер. По словам Новака, это стало следствием принятого ранее решения Москвы о добровольном сокращении ежедневного производства сырья на 500 тыс. баррелей, утвержденное сначала только на март, а потом продленное до середины этого лета.
«При нормализации и стабилизации ситуации, налаживании логистических цепочек и транспортных поставок дисконт продолжит снижаться», — обнадежил вице-премьер.
Скидки, по которым нашим добытчикам приходится сейчас экспортировать нефть, обусловлены пакетами санкций, введенных против нашей страны участниками G7 и Евросоюза. Речь идет как о ценовом «потолке» в $60 за баррель российского сырья, введенного Западом в декабре прошлого года, так и о транспортных ограничениях поставок в государства Старого Света по трубопроводам и морскими путями. В итоге экспорт «черного золота» на Рынок континента, как сообщает Bloomberg, упал на 54%, до 1,6 млн «бочек» в день.
правда, одновременно с этим суточные поставки российской нефти в Китай выросли на четверть и достигли рекордного уровня почти в 2 млн баррелей. Чтобы оперативно реализовать высвободившиеся объемы Россия была вынуждена предлагать азиатским партнерам существенный дисконт. По данным Центра развития энергетики, разница между продажей барреля Urals и Brent превышала $30, конечно, не в пользу западно-сибирских энергоносителей.
В конце февраля в Налоговый Кодекс были внесены изменения, не позволяющие экспортерам предлагать зарубежным покупателям чересчур «щедрые» скидки – дабы не снижать резко объемы налоговых поступлений в казну. Что будет дальше происходить со стоимостью марки Urals и скидками на нее? Этот вопрос «МК» адресовал экспертам.
Федор Сидоров, финансовый аналитик, частный инвестор: «Сокращение добычи нефти в России на 500 тысяч баррелей в сутки – скорее, вынужденный шаг из-за снижения экспортных возможностей нашей страны. Тем не менее, нельзя не признать, что дисконт постепенно все-таки снижается: если в январе баррель российского «черного золота» торговался в среднем по $47, в феврале его цена подросла до $49,5, а в марте отечественная «бочка» достигла $55.
Происходит постепенное привыкание покупателей к новым условиям поставок, когда Россия действует в обход различных ограничений со стороны Запада, в том числе на страхование груза.
сейчас для российской нефти гораздо важнее становятся котировки нефти Brent на мировом рынке, стоимость которых падает из-за опасения мировой рецессии на фоне банковского кризиса в США и Европе. При таких условиях, даже если дисконт Urals к североморскому сорту Brent сократится еще больше, то конечная стоимость нашего сырья сильно не вырастет. Курс на снижение добычи будет продолжен, поскольку введены западные ограничения по покупке российских нефтепродуктов, реализация которых упадет. В результате добычу придется снижать, так как отечественные НПЗ в условиях снижения экспорта не смогут перерабатывать существенные объемы «черного золота», но дополнительных долларов Urals такая инициатива может и не принести».
Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global: «Снижение объемов добычи в России повлияло на отечественные нефтяные компании. Чтобы нивелировать потерю прибыли от сокращения объемов добычи, они стали немного снижать дисконт на российскую нефть. С 1 апреля в нашей стране решили привязать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к стоимости экспортного сорта Urals, ограничив при этом размер дисконта на сырье. Теперь производителям предстоит сделать выбор: либо смириться с повышением фискальных выплат, либо добиваться от импортеров более высоких ставок. Скорее всего, сырьевые холдинги уже начали готовиться к этому и сокращать дисконт под новую формулу расчета НДПИ.
Однако появились и новые риски. Как заявляют представители Евросоюза, экономическое давление в отношении Москвы сохранится, а следующий пакет антироссийских санкций будет предусматривать усовершенствование механизма отслеживания исполнения ограничений третьими странами. При увеличении прессинга сохранять импортеров и сокращать дисконт станет гораздо сложнее, поэтому не факт, что текущие меры приведут нашу энергоотрасль к желаемому результату».
Дмитрий Александров, начальник управления аналитических исследований ИК «ИВА Партнерс»: «Снижение дисконта при устойчивом спросе на энергоресурсы вполне возможно. При урезании добычи и предложения возрастает <span class="wp-tooltip" title="состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала рынки сбыта и источники сырья когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность друг друга односторонне влиять на общ между покупателями, заинтересованными в сырье. Одновременно формируются запасы, пока скидка все равно существенная.
Полностью дисконт вряд ли вернет разницу между Urals и Brent к прежним значениям в $2-3 за баррель, но до уровня в 10-15% (даже при учете падения скидок североморская марка торгуется пока на 25% дороже российского «черного золота») снижение скидок вполне осуществимо».