Казахстан прекращает параллельный импорт в Россию, прогнувшись перед США
Похоже, Россия теряет один из крупнейших каналов параллельного импорта, никаких проблем с которым до сих пор не было. С 1 апреля в Казахстане заработает система онлайн-отслеживания товаров, поставляемых в страну для последующего реэкспорта. Цель очевидна – избежать вторичных санкций и не поссориться с Западом. власти в Астане пошли на этот болезненный для российского бизнеса и потребительского рынка шаг после недавнего визита к ним госсекретаря США Энтони Блинкена.
фото: pixabay.com
Как пишут Financial Times и Eurasianet со ссылкой на высокопоставленных чиновников Казахстана, система «позволит в режиме реального времени отслеживать всю цепочку перемещения товаров от границы к границе». Как заметил один из собеседников, «наше правительство неоднократно заявляло, что Казахстан не вводит никаких ограничений в торговле с Россией. Однако он не позволит обходить западные санкции и не станет площадкой для такого обхода».
По данным бюро национальной статистики Казахстана, в 2022 году экспорт в Россию вырос на 25% (с $7,02 до $8,78 млрд) по сравнению с показателем 2021-го. В частности, количество стиральных машин, ввезенных из страны в РФ, увеличилось практически с нуля до 100 тысяч. А поставки передовых полупроводников подскочили в ценовом измерении с жалких $12 тысяч до вполне серьезной цифры в $3,7 млн.
Не менее любопытную статистику приводит Bloomberg: в первой половине прошлого года Спрос Казахстана на электрические молокоотсосы из Евросоюза вырос на 633%, хотя уровень рождаемости в среднеазиатской республике снизился на 8,4%. Ну а Россия в январе-августе приобрела у соседа этих западных устройств (для сцеживания грудного молока) в объеме, который более чем вдвое превысил уровень закупок за весь 2021 год.
По словам собеседников FT и Eurasianet, в последние недели российские компании буквально завалили своих партнеров в Казахстане просьбами, касающимися поставок самой разной продукции – от телефонов, подшипников и материалов для изготовления банковских карт до авиационных деталей, турбин и редкоземельных металлов.
вместе с тем в Европе и США всерьез обеспокоились тем обстоятельством, что их экспорт в Казахстан, Армению, Киргизию и Турцию резко вырос одновременно с обвалом прямых западных поставок в РФ. У соседей России «неожиданно появилось много новых потребностей», – саркастически заметил спецпосланник ЕС по санкциям Дэвид О`Салливан. Похоже, решению именно этого вопроса был посвящен февральский визит в Астану американского госсекретаря Энтони Блинкена. Итог очевиден. Неясно, правда, насколько эффективной окажется эта система онлайн-отслеживания товаров «от границы до границы».
«Казахстан экспортирует в Россию прежде всего автомобили западных марок и другие транспортные средства, на втором месте – продукция химической промышленности, – рассказывает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – вероятно, по этим сегментам может произойти сокращение поставок – то есть в нашу страну будет попадать меньше автомобилей немецкого, американского, японского производства.
Но пока не вполне понятны чисто технические моменты, связанные с контролем таких операций. Для обхода государственных ограничений в Казахстане существует немало самых разных схем. Ведь речь идет о сверхприбыльном бизнесе для огромного числа местных фирм и частных лиц».
Кроме того, напоминает Деев, новую машину россияне могут приобрести в ближайшем к границе казахстанском городе: это покупка от владельца, а не из салона дилерской компании. Такие сделки как были «в тени», так и останутся.
«По данным Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), экспорт из Европы в страны Центральной Азии и Закавказья товаров, подпадающих под антироссийские санкции, вырос на 30% больше, чем в случае с другой продукцией, – говорит аналитик TeleTrade Владимир Ковалев. – Таким образом, Казахстан оказался включен в новые цепочки параллельного импорта.
Вводимая с 1 апреля Астаной система онлайн-отслеживания товаров наверняка приведет к сокращению объемов поставок в Россию, а также ассортимента по ряду позиций. Вырастут и цены. Ну а российский бизнес попытается найти иные пути для ввоза необходимых товаров через третьи страны. Прежде всего через Армению, Киргизию и Узбекистан, которые входят в ЕАЭС и его таможенный союз. Эти каналы и сейчас существуют, но нужно будет увеличить их пропускную способность».