В России захотели разрешить онлайн-продажу вина: МВД и Минздрав против
Правительственная комиссия одобрила <span class="wp-tooltip" title="Исследовательская стратегия Характеризуется тем что в нем осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания При этом п по онлайн-торговле вином через «Почту России». Запуск пилотного этапа запланирован на 1 ноября 2023 года. Сначала покупать вино дистанционно смогут жители столичного региона. В случае положительных результатов Право заказывать алкогольные напитки онлайн получат все россияне. Примечательно, что к продажам посредством почты были допущены только вина отечественного производства.
фото: Алексей Меринов
К слову, это вызвало демарш у наших друзей по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), посчитавших что российский алкоголь в рамках проекта получает конкурентное преимущество, а это противоречит соглашениям между государствами-участниками: армянские, казахстанские и белорусские вина к эксперименту не подключили.
В вопросе разрешения продажи алкоголя онлайн много сложностей юридического характера, поэтому нынешнему решению предшествовало так много обсуждений. Еще в 2020-м Минфин готовил законопроект, который позволил бы начать онлайн-продажу, но тогда инициатива не была реализована — против нее, в частности, выступили Минздрав и МВД.
Официально реализация алкоголя в Интернете запрещена с 2007-го, и если что-то таким образом покупается, то нужно понимать — это, по большей части, контрафакт. Поэтому <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы так серьезно озабочено данным вопросом: нужно проконтролировать соблюдение норм российского законодательства в отношении торговли вином (временной период продаж, возрастной ценз и т.п.). Маркетплейсы давно заявляли, что готовы внедрить идентификацию клиента по возрасту при покупке алкоголя, а весь путь «от производителя до покупателя» будут регламентировать применением норм ЕГАИС, но пока <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы решило начать <span class="wp-tooltip" title="Исследовательская стратегия Характеризуется тем что в нем осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания При этом п по продаже вина через почту. вероятно, потому что это позволит отработать все технические вопросы, наладить взаимодействие контролирующих органов и продавца…
Выглядеть процесс покупки будет примерно так. заказ оформляется через официальный сайт. Доставка будет только на следующий день (а то и позднее). Известно также, что продукция стран Евразийского экономического союза в пилоте не участвует. Да, в первоначальных редакциях документа фигурировали вина армянские, казахстанские и белорусские (пусть их доля на рынке невысока), но в итоговой версии четко прописано — только российское вино, причем список конкретных производителей для участия в эксперименте позже составит Минсельхоз. Получается, мы дискредитируем наших друзей с их продукцией. Не западных «врагов» с их вином, а производителей из Белоруссии и Армении. При этом, принимая решение популяризировать свое родное, мы снижаем конкуренцию и, неминуемо, качество самого товара.
Чего же добиваются авторы инициативы и на каких потребителей ориентирована новация? Вина популярных российских производителей давно представлены в торговых сетях. Единственным способом привлечь потенциальных покупателей в отделения почты видится демпинг — то есть более низкие цены. Но согласятся ли виноделы пожертвовать прибылью? Верится с трудом.
Есть и другие сомнения в пользе принятого решения. Дистанционная продажа вина повысит доступность такой продукции для населения, что естественным образом приведет к увеличению объемов ее потребления, убежден член Координационного совета при Минздраве Виктор Зыков. По его мнению, в связи с этим данная инициатива противоречит интересам общественного здоровья, поскольку ее реализация может привести к увеличению связанной с потреблением алкоголя смертности и заболеваемости. «Известно, что среди потребителей вина значительную часть составляют женщины, для которых существуют повышенные риски роста распространенности алкоголизма и возникновения у детей фетального алкогольного синдрома. Можно предположить, что в случае принятия законопроекта показатели женского алкоголизма со временем будут расти», – полагает он.
Надо отметить, что во многих развитых странах, где разрешена продажа алкоголя онлайн, государством созданы сильные механизмы контроля, подчеркивает управляющий партнер B&C Agency Иван Самойленко. «Нам в России это также необходимо. Очень важно соблюсти требования закона и не нанести вред самим потребителям, а доступ несовершеннолетних к такой возможности покупать онлайн спиртное нужно ограничить. И разработка требований к продавцам этой продукции тоже необходима очень тщательная и всесторонняя», – заключает он.