На Кавказе решили построить русский Куршевель
Российские чиновники ищут альтернативу недоступному для них теперь Куршевелю: на совещании с участием Михаила Мишустина в Минеральных Водах активно обсуждался проект объединения трех горнолыжных курортов — Красной Поляны, Архыза и Лагонаки. кластер будет насчитывать 550 км горнолыжных трасс, что, как сообщили премьеру, сопоставимо со знаменитым французским курортом «Три долины», где их 600 км. Но есть одна загвоздка: чтобы действительно было как во Франции, нужны еще один аэропорт, дорога через большой Кавказский хребет и железнодорожная ветка из Кисловодска в Адлер.
Михаил Мишустин с северокавказскими уточками. фото: government.ru
Рабочий день главы правительства на Северном Кавказе начался с посещения первой в истории СКФО инвестиционной выставки. Раньше Кавказ и Инвестиции считались понятиями несовместимыми. Все регионы были глубоко дотационными, да еще с высокой долей теневой экономики. Легализация, особенно малого бизнеса, по-прежнему идет нелегко. Но определенные достижения, а главное, «прорывные» инвестпроекты, результаты которых можно продемонстрировать премьеру, все-таки появились. Самый умильный результат, заставивший Мишустина расплыться в улыбке, — желтые утята как символ приоритетного для СКФО сельского хозяйства. Местные предприятия выращивают мясо и птицу, а также закладывают интенсивные сады, позволяющие собирать удвоенные и даже утроенные урожаи. Помимо желтых утят премьеру показали желтые груши (по размеру, кстати, вполне сопоставимые с утятами) — такие аппетитные, что не подойти к ним было невозможно. «Не пробовали?» — спросил Мишустин и с явным сожалением отдернул руку: откусить хотелось, но не позволял протокол. В целом Кавказ занимает первое место в РФ по сбору ягод и фруктов, второе — по орехам и винограду и третье по овощам закрытого грунта.
Губернатор Ставропольского края с некоторым смущением продемонстрировал продукцию, которую как-то не ожидаешь встретить на Кавказе, — собственные мониторы, мышки и клавиатуры. «Компонентная база российская только на 50%», — честно признался он. «Не надо стесняться! — подбодрил Мишустин. — Надо начинать с малого. главное — делать качественно». И отдельно похвалил клавиатуру: «Выглядит очень симпатично». Глава Дагестана, показав достижения республики, напомнил премьеру, что 2023 год объявлен Годом Расула Гамзатова. «Есть идея переиздать сборник его афоризмов. (…) По юмору и содержанию они очень интересные и соответствуют сегодняшнему дню. Обязательно передам вам нашу новинку!» — сказал губернатор и привел пример. Когда Гамзатов был депутатом Верховного Совета, он написал супруге записку следующего содержания: «Пять лет сижу в президиуме, а счастья нет». «Можно будет использовать во время заседаний правительства», — смеясь, поддержал Мишустин.
Кроме сельского хозяйства все регионы СКФО делают ставку на туризм. Кому-то повезло больше, кому-то чуть меньше, но природными достопримечательностями и возможностями как для активного, так и для пассивного отдыха Бог не обидел никого. «Требуется инфраструктура, которая позволит обеспечить развитие не только привычных тут видов отдыха — я имею в виду санаторно-курортный и горнолыжный туризм, — но и условия для всесезонного пляжного и экологического туризма», — заявил на совещании после осмотра выставки премьер.
Правительство уже вложило 23 млрд руб. в инфраструктурное обеспечение горнолыжного курорта «Архыз», который недавно за сопоставимую сумму был продан частному инвестору. Вырученные от продажи деньги планируется инвестировать в другие туристические объекты СКФО, однако премьер выразил пожелание, чтобы бизнес присоединялся к государству как можно раньше. Самым амбициозным проектом в сфере туризма на совещании был назван горнолыжный кластер, объединяющий Красную Поляну, Архыз и Лагонаки. Из них Архызу из-за больших высот, не требующих использования пушек с искусственным снегом, отводится роль «российского Куршевеля». А вместе три курорта, по словам экс-главы Кубани Александра Ткачева, смогут стать альтернативой «Трем долинам» — некогда излюбленному месту отдыха российской богемы. «Это знаковый проект, который изменит картину мира», — подчеркнул Ткачев, отметив, что внуки скажут спасибо за его реализацию.
Он призвал как можно быстрее приступить к строительству дороги из Кисловодска в Адлер, без которой эти планы не осуществятся. Однако стоимость ее строительства — 92 млрд руб. — почему-то обозначил в ценах 2021 года. Представитель Минтранса уточнил, что действующие ограничения вряд ли позволят приступить к сооружению трассы раньше 2027 года, а ее цена, очевидно, будет существенно выше озвученной. Особенно если автодорога будет строиться вместе с железнодорожной веткой. Кроме того, для превращения в полноценный Куршевель Архызу нужен новый международный аэропорт в Черкесске, что также потребует больших вложений.