Россияне перестали есть рыбу: названы причины
Среди россиян еще хватает тех, кто помнит что «четверг — рыбный день», но отношения людей с дарами моря и рек меняются каждый день. В прошлом десятилетии креветки превратились почти в повседневное блюдо, чуть более дорогой аналог говядины, однако кризисы последних лет всё изменили, и рыба и морепродукты вновь считаются деликатесами. Сегодня рыбу едят прежде всего ради пользы и уж только потом — ради вкуса, а гурманов и фанатов стало меньше.
фото: Геннадий Черкасов
Самая распространенная реплика россиян, которых спрашивают об употреблении рыбы: мол, покупали бы чаще, но слишком дорого. Многие вспоминают былые времена: мол, в СССР рыба была дешевым аналогом мяса, была доступна всем, почему же сейчас не так? Однако, как объяснил Александр Фомин, исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка, необходимо понимать все нюансы разных эпох.
— Покупатели всё чаще задают вопрос: почему рыба дороже мяса? Однако те, кто бывал за границей, отлично знают, что рыба во всем мире дороже мяса. Только в СССР рыба была дешевой, потому что были дотации. сейчас это нереально, поэтому цены объективны, не нужно их критиковать. Что сдерживает рост потребления рыбы в стране? Прежде всего предпочтения потребителя. Та рыба, которая есть на нашем прилавке, нравится далеко не всем. У нас вкусной считают жирную рыбу: палтус, камбала и т.д. Но мы ловим мало такой рыбы, около 30%. Большинство улова составляет совсем другая, например, скромный минтай, который не пользуется популярностью. В этом наша проблема. Ограничение импорта тоже усугубило ситуацию: сейчас сложно или очень дорого довозить ту рыбу, которая нравится людям.
По словам Фомина, все очень просто: сначала нужно решать проблему с уровнем доходов и культурой потребления, а уже потом думать о популяризации рыбы. Также он отметил, что те россияне, кто любит рыбу, соглашаются и на повышение цен, например, сегодня скромная горбуша стоит 450–500 рублей, хотя пять лет назад за эти деньги можно было купить охлажденную семгу.
— И ничего, люди берут, даваться некуда, — резюмировал Фомин.
Он добавил, что в среднем по России уровень потребления рыбы сегодня составляет 21,5 кг на человека в год.
Как рассказал эксперт ВЦИОМ Кирилл Родин, общий уровень потребления рыбы в России сокращается, но одновременно с ним сокращается и ассортимент. Главная тревожная тенденция — сокращение «ядерной аудитории», гурманов и фанатов рыбы, на прилавках просто нет той рыбы, которую они хотели бы купить (или она стала стоить слишком дорого). Растет число равнодушных.
— Мы провели телефонный опрос и выяснили: люди едят рыбу, только потому что это полезно. Это главная причина. Потому что вкусно — второй аргумент, притом с большим отрывом. Число людей, которые потребляют рыбу не реже раза в неделю, упало с 68% до 42% за последние пять лет.
По словам Родина, большинство тех, кто ест рыбу, — адепты ЗОЖ. Едят, потому что надо. Готовят ее еженедельно: в меню россиян — жареная, запеченная, вареная, тушеная, рыбные котлеты… Если же говорить про топ-5 популярных видов, то список очевиден: скумбрия, сельдь, горбуша, минтай, форель, семга. Ассортимент существенно сократился, разнообразия тут нет. Найти экзотику вроде рыбы-попугая или старую добрую (и дорогую) русскую классику вроде осетрины с каждым годом все сложнее.
Ольга Шанаева, заместитель руководителя Роскачества, подчеркнула, что Россия входит в пятерку мировых лидеров по вылову рыбы, однако снижение потребления рыбы все равно неизбежно.
— лидер в вылове минтай, но в продажах он далеко не на первом месте. Торговые сети отмечают снижение, вплоть до 18%, интереса покупателей к рыбе и морепродуктам, притом что остальные позиции сохраняются на прежнем уровне. На прилавках нет того продукта, который хотели бы покупать наши граждане. люди любят лососевые сорта рыбы, но они постоянно дорожают, многие не могут их себе позволить. Более 75% опрошенных признались, что покупать рыбу им мешает цена. Следующая проблема — отстающая у нас <span class="wp-tooltip" title="специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности представленный в продуктах материального и духовного производства в системе социальных норм и учреждений в духовных ценностях в совокупности отношен потребления и недостаточная информированность. люди просто не понимают и не знают рыбу, — объяснила Шанаева.
Также Шанаева подчеркнула, что молодые покупатели не готовы самостоятельно разделывать, чистить и потрошить рыбу, им нужно купить филе, которое можно быстро и просто приготовить (а еще лучше съесть рыбу в японском ресторане в составе суши). По ее словам, торговым сетям предстоит не только продавать рыбу, но и рассказывать потребителям, как можно вкусно и быстро ее приготовить. Ориентироваться предстоит именно на молодое поколение, потому что у него в руках самый динамичный рост доходов.