Ситуация вокруг Минтранса Ростовской области: не пора ли провести ямочный ремонт?
Качество и безопасность российских дорог – одно из приоритетных направлений в стране, что своим существованием доказывает одноименный национальный проект. При этом особую важность в списке трасс и сельских путей, которые ожидают реконструкции, занимают дороги, ведущие в новые регионы России. Так, в апреле президент Владимир Путин лично обратил внимание на удручающее состояние тракта, по которому идут грузы в зону специальной военной операции. Проблемы с дорогами для региона – не новинка, вопросы к качеству полотна возникают во многих муниципалитетах.
фото: Геннадий Черкасов
В середине мая министр транспорта Ростовской области Владимир Окунев провел с главами муниципальных образований расширенное совещание, посвященное ходу исполнения мероприятий трехлетки автомобильных дорог. Он подчеркивал, что целых 11 муниципальных образований, чьи представители присутствовали на совещании, продемонстрировали низкие темпы устранения дефектов дорожного покрытия и не выполнили задачу по ликвидации ямочности.
Примечательно, что в этот же период в местном СМИ «161.РУ» появилась информация о том, что «антимонопольная служба проверит закупку на строительство дороги из Ростова до границы Донецкой Народной Республики. Стоимость работ – 2,8 миллиарда рублей, следует из данных, опубликованных на сайте госзакупок. Проверка пройдет из-за жалобы компании «Русторг». В ней говорится, что заказчик оценивает в том числе контракты, выполненные потенциальными участниками, и что максимальная цена таких контрактов в 13,9 миллиарда рублей установлена необоснованно. Кроме того, «Русторг» пожаловался на порядок выплаты аванса и назвал его «неправомерным»».
Отметим, что ФАС далеко не первый раз работает с закупками ростовских дорог. Так, в конце апреля Арбитражный Суд Ростовской области подтвердил Законность решения Ростовского УФАС России в отношении Министерства транспорта Ростовской области, укрупнившего закупки на содержание автомобильных дорог в целях обеспечения победы конкретных участников. Об этом сообщается на официальном сайте регионального УФАС.
«Всё началось с того, что Министерство транспорта Ростовской области объявило о проведении двух электронных аукционов, совокупная стоимость которых составила более 3,5 миллиарда рублей. В аукционных документациях заказчик требовал выполнения 54 различных видов работ в 14 муниципальных районах и 34 территориальных образованиях Ростовской области. Указанные территории удалены друг от друга и не являются составной частью единой дороги, но, согласно документациям, работы должны осуществляться во всех них одновременно. Это привело к завышению размеров обеспечения исполнения контрактов, что значительно затруднило подачу заявок для потенциальных участников. Ростовское УФАС России установило, что ресурсы, необходимые для исполнения контрактов на вышеобозначенных условиях, имеются только в распоряжении ГУП РО «РостовАвтоДор» и ООО «Тацинское ДСУ», пишет пресс-служба ведомства.
По сообщению УФАС Ростовской области, «Арбитражный Суд города Москвы подтвердил Законность решения службы в отношении ГУП РО «РостовАвтоЖор» и ООО «Строитель», а также Законность штрафов, назначенных за ограничивающее конкуренцию соглашение. Напомним, в сентябре 2022 года ФАС России признала ГУП РО «РостовАвтоДор» и ООО «Строитель» нарушившими антимонопольное законода. компании договорились не снижать цену в 53 закупочных процедурах на выполнение работ по строительству, ремонту и содержанию автодорог в Ростовской области и Республике Калмыкия в 2017–2020 годах. Закупки проходили в том числе при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Общая стоимость государственных контрактов составила 1,9 млрд рублей».
К слову, координатором федерального партийного проекта «Безопасные дороги» в Ростовской области выступает уже знакомый нам господин Окунев.
А в декабре 2021-го и позже, в сентябре 2022 года, ФАС сообщила о возбуждении дела в отношении ООО «Т-Транс», ООО «Ростовское ДСУ», ООО «РостовАвтоДорСтрой», ООО «Таганрогское ДСУ», ООО «ВолгоградАвтоДорСтрой» и ООО «Тацинское ДСУ» по признакам картельного сговора на торгах. В настоящее время ООО «Т-Транс» оспаривает действия ФАС в судебном порядке.
Складывается впечатление, что региональный Минтранс недостаточно осмотрительно относится к выбору подрядчиков.
Посмотрим на руководство фирм, упомянутых в отчетах антимонопольщиков. Так, например, министр Окунев в 2012–2020 годах занимал руководящие должности в том самом ГУП «РостовАвтоДор», а в декабре 2020 года вернулся в правительство. По данным сетевого издания «Octagon.Media», «в конце 2020 года на рынке появилось ООО «Т-Транс», первоначальные активы которого (10 тыс. рублей) уже в следующем году выросли в 250 тыс. раз – до 2,5 млрд рублей… По итогам 2021 года «Т-Транс» выиграл тендеры на сумму 13 млрд 204 млн рублей. В 2022 году компания заключила еще 37 госконтрактов на 16 млрд 817 млн рублей».
Интересно, что две эти фирмы связывает одно имя – Лариса Куц. «Впервые фамилия Куц оказалась на слуху в 2018 году, когда издание RostovGazeta опубликовало рейтинг исполняющих наибольшее число госзаказов дорожных компаний. Третье место в нем заняло ООО «Ростовавтодорстрой», получившее от государства подряды на 4,642 млрд рублей. В том же году бизнесвумен стала владелицей доли компании в размере 41,5 процента», пишет «Octagon.Media».
Также Куц владеет «Ростовским ДСУ» и «Волгоградавтодорстроем» вместе с Натальей Сковородкиной. Обеим принадлежит по 50 % в этой и еще пяти других компаниях. Обе женщины получили свои доли примерно в одно время, в нескольких случаях – в один и тот же день.
Казалось бы, откуда у них такая предпринимательская жилка? Всё не так просто.
«Не меньший Интерес вызывает связь Ларисы Куц с одним из крупнейших ростовских бизнесменов – Павлом Рогачкиным, который выступает бенефициаром созданных при ее участии дорожных компаний. В октябре 2021 года он стал новым единоличным собственником «Т-Транс». По данным портала 161.RU, Рогачкин – зять Ларисы Куц. Еще одно важное звено семейной схемы – бизнесмен Леонид Джанлатян. В открытых источниках есть информация, что он зять Натальи Сковородкиной и одновременно деловой партнер семьи Куц. Именно ему принадлежала 50-процентная доля в ООО «Прайд» – правопредшественнике ООО «Т-Транс», сообщает «Octagon.Media».
сколько еще подобных неоднозначных историй в дорожной сфере региона? Ростовчанам все сложнее поверить в то, что региональное министерство отдает подряды одним и тем же игрокам рынка просто так. вопрос остается открытым.