В анонсированном властями налоге на сверхприбыль узрели призрак коммунизма
Правительство РФ одобрило законопроект Минфина «О налоге на сверхприбыль прошлых лет». Об этом говорится в материалах правкомиссии по законопроектной деятель. Минфин подготовил документ, навевающий ностальгические мысли о ленинском декрете о продразверстке 1919 года. Речь идет о порядке регулирования «налога на сверхприбыль прошлых лет» — разового сбора, который коснется ряда успешных российских компаний. По оценкам экспертов, мера эта явно небезгрешна. Прежде всего, она противоречит действующему налоговому законодательству и Конституции РФ, на что указывает другое отечественное ведомство — Минюст.
фото: Наталия Губернаторова
Разовый сбор планируется оформить как «налог чрезвычайного характера», который Минфин предлагает закрепить в НК (Налоговом кодексе). Как поясняет замминистра финансов Алексей Сазонов, «разработка законопроекта обусловлена текущей экономической ситуацией и тем фактом, что за 2021 и 2022 годы наблюдался достаточно высокий уровень конъюнктурных доходов в некоторых отраслях экономики, в связи с чем соответствующие организации смогли сформировать дополнительную прибыль».
Так называемый windfall tax (налог на доходы, «принесенные ветром») в 10% от сверхприбыли бизнеса в прошлые годы нужно будет уплатить не позднее 28 января 2024 года. При уплате сбора до 30 ноября 2023-го бизнес получит «скидку», и ставка составит 5%. Под исключение попадут компании, у которых средняя арифметическая Прибыль за 2021-2022 годы была менее 1 млрд рублей. Кроме того, из-под действия закона будут выведены предприятия, добывающие нефть, газ и уголь, а также НПЗ, производителей сжиженного природного газа и всех участников реестра МСП (малый и средний бизнес).В последнем варианте документа от сбора решено освободить еще и пользователей режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). В феврале Минфин оценивал потенциальные поступления от windfall tax в 300 млрд рублей. По словам главы ведомства Антона Силуанова, в 2022 году российский бизнес получил Прибыль на сумму 26 трлн рублей, а в 2021-м – 34 трлн, против 14 трлн в среднем за год в 2018-2019 годах.
Между тем, в Минюсте сочли windfall tax противоречащим Конституции РФ. Как отмечают его представители, поскольку налоговой базой признается Прибыль прошлых лет, это придает обратную силу соответствующим правовым нормам.
«К инициативе отношусь отрицательно, — говорит главный научный сотрудник Института экономики ран Игорь Николаев. – Во-первых, речь идет о повышении налоговой нагрузки для бизнеса (пусть в разовом формате) в самый неподходящий для этого момент. Экономика и так сталкивается с серьезными сложностями, а тут ее развитие будет еще больше дестимулировано. Во-вторых, «чрезвычайный налог» вводится фактически задним числом, выбиваясь из всего правового поля и создавая опасный прецедент».
Где гарантии, что через какое-то время <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы, которому срочно понадобится очередная сумма денег, не придумает аналогичный сбор? У нас уже есть налог на Прибыль, НДС, с ними все понятно, рассуждает Николаев. Windfall tax – совсем другое дело, скорее напоминающее продразверстку, метод «раскулачивания». И вот еще вопрос: почему сегодня, в условиях откровенно неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы не торопится компенсировать бизнесу его Издержки? Это ведь несправедливо. Получается улица с односторонним движением. Наконец, искомые 300 млрд рублей не решат проблему покрытия бюджетного дефицита, уже превышающего 3,4 трлн.
«Если есть задача внедрить какую-то формулировку, которая будет всех устраивать, то с юридической точки зрения это совершенно не проблема. Подогнать под требования текущего момента можно все, что угодно, — отмечает старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Петр Гусятников. – В частности, налогооблагаемая база по определению не может складываться из прибыли прошлых лет. вопрос здесь несколько иного, не правового характера: как отреагирует бизнес, который постфактум узнаёт, что кому-то что-то должен доплатить? Во-первых, это подрывает доверие к власти, поскольку абсолютно непонятно, что тебя ждет впереди. Во-вторых, изыскать необходимую сумму компаниям будет непросто: ведь эти деньги давно уже куда-то инвестированы и реинвестированы. На расходы задним числом никто не рассчитывал».
Конечно, 300 млрд рублей, в которые Минфин оценивает потенциальные поступления от windfall tax, не закроют нарастающий дефицит бюджета. Но простых решений сейчас и не осталось – этот налог станет одной из мер комплексного подхода к проблемам экономики, рассуждает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. На его взгляд, логично, что не будут платить windfall tax компании из «нефтянки» и сферы газодобычи. <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы и так выделило им недавно средства в рамках демпферных механизмов, и просить теперь их назад в виде налога было бы странно и непоследовательно.