«Мы гнием в мирные времена»: в чем священник Ткачев не уступает Гитлеру
Священник — это, как известно, соработник Бога. Ну, в идеале, в теории. Что касается практики, все, как обычно, сложнее. А иногда так сложно, что и не разберешь, кому соработничает священнослужитель — Господу или… Но случай протоиерея и телеведущего Андрея Ткачева, одного из сегодняшних медийных лиц РПЦ, — не тот случай. Резонансные, а проще говоря, скандальные высказывания отца Андрея достигли той критической черты, за которой наступила полная ясность.
Андрей Ткачев. фото: Wikipedia.org.
Впрочем, ответ на вопрос, где именно пролегает эта красная линия, зависит, признаем, от субъективного восприятия. Кому-то все ясно стало давно, кому-то — лишь сейчас, после последних заявлений телепроповедника. А кто-то из окормляемой им паствы и по сей день блуждает в потемках. Но, как говорится, было бы предложено. информации достаточно не только для размышлений, но и для выводов.
Вот один из свежих перлов сокровищницы ткачевских афоризмов (выступление протоиерея на прошедшем на днях фестивале «Дни Достоевского в Оптиной пустыни»): «Так гнить, как мы гнием в мирные времена, вообще редко у кого получается. То есть мирные времена — это сущее проклятие. По крайней мере, для такого человека, как наш».
Небанальный, согласитесь, взгляд на тему войны и мира для служителя христианской церкви. Куда больше он характерен для политиков, представляющих одно известное течение.
Вот что говорил на ту же тему самый, пожалуй, известный представитель этого течения: «Если бы люди остались жить в раю, они бы сгнили. Человечество стало тем, что оно есть, благодаря борьбе. война — естественное и обыденное дело… война — это сама жизнь«. Уточним: высказывание принадлежит фюреру Третьего рейха Адольфу Гитлеру.
Совпадение? Допустим. Допустим, глубоко ошибаются те, кто определяют воззрения проповедника и его преданной паствы как «православный фашизм». Но совпадений, Право же, что-то многовато.
В списке перечисляемых большой российской энциклопедией родовых признаков фашизма первым идет «воинственный антикоммунизм». И по этому пункту, по воинственности своего антикоммунизма, Андрей Юрьевич также ни йоту не уступает Адольфу Алоизовичу. На том же фестивале в Оптиной пустыни им было сказано следующее:
«Мы еще не выхаркали из себя уроки советской эпохи. Нам еще придется выхаркивать из себя злую часть советской эпохи… Мы сейчас воюем, между прочим, с самой советской республикой из всех 15… Это самое любимое дитя красного проекта. Мы воюем с красной заразой снаружи, потому что желто-голубая зараза — это красная зараза. Просто перекрасившаяся. И мы должны воевать с той же заразой внутри… И разбить красных подонков…»
Или возьмем такой пункт классического «фашистского» определения, как «крайний национализм и <span class="wp-tooltip" title="(от фр Chauvinisme) —- термин получил распространение благодаря герою произведений французских драматургов Э Скриба («Николя Шовен») и братьев И и Т Коньяр («Трехцветная кокарда») Николя Шовену фанатичному сверхпатриоту без, в ряде случаев антисемитизм и Расизм«. Высказывания, содержащие признаки, скажем мягко, нелюбви к некоторым этносам, у отца Андрея, что называется, в ассортименте. Особенно много их посвящено украинцам.
Вот некоторые выбранные места из проповедей отца Андрея, затрагивающих тему отношений с, как он сам выражается, «бывшими братьями»: «Если говорить про Украину, я знаю ее не понаслышке… Хохол же, он какой? Они упертые, жадные, туповатые… Это просто идиоты… Предатели и паскуды… Украинец — это не Этнос, а извращенное мышление… Нация христопродавцев… У нас в плену до 7 тысяч укровояк. А что если поотрезать им все причиндалы в ноль, и отправить эту армию кастратов домой? Для этого только нужно осветить эту тему максимально».
Антисемитизм, правда, отец Андрей решительно осуждает. Ну, по крайней мере, во время своих телепроповедей и Интернет-трансляций. Но даже в этом случае допускает такие, например, выражения: «Еврейство пахнет, оно какое-то такое заметное. Будет тысяча людей разных национальностей и один еврей — ты его заметишь».
Еще один объект пристального внимания Ткачева — женщины. Церемонится с ним, учит отец Андрей мужскую половину своей паствы, не следует: «Бабы наглые, противные и если она в лоб не получит, хотя бы раз в жизни — она ничего не поймет, ничего! Есть такие смиренные бабы, которые чувствуют на расстоянии: «сейчас получу в лоб» — и понимают как бы смысл жизни. А есть дуры, у которых чувства нет, наглость зашкаливает, наглости слишком много, чувства никакого, значит, нужно приложиться к ней…
нужно женщину ломать об колено, отбивать ей рога, ломом, ребром ладони там, кто как силен, гнуть ее, тереть ее, запихивать ее в стиральную машину… делать с ней вообще не знаю что. То есть мужчина должен обломать женщину — сто процентов!.. Мужики виноваты во всем. Распаскудили бабье. Не били долго… Им нужно рожать… и бояться!»
Такие взгляды трудно, правда, запихнуть в узкие рамки классического фашизма. Присущи они более широкой категории homo sapiens — категории моральных уродов. Но одно другому не противоречит: фашизм — частный случай нравственного уродства.
Как ни оправдывался Ткачев после обнародования аудиозаписи с женоненавистническими пассажами — мол, запись была сделана без его ведома и давно, мол, слова вырваны из контекста, мол, так-то он против насилия над женщинами, — разразился, конечно же, скандал. Но немало оказалось у отца Андрея и защитников. В том числе среди коллег по цеху. Вот, скажем, характерный заголовок статьи на портале «Православие.Ru» (главред — митрополит Тихон (Шевкунов)): «Травля отца Андрея Ткачева».
Однако когда Ткачев добрался в своем обличении человеческих пороков до «чрезмерной любви к детям», защитников у него сильно поубавилось. Буквально протоиреем было сказано следующее: «люди, не знающие Бога, желающие служить кому-то и поклоняться кому-то, поклоняются плоду своего чрева, превращая детей в домашних богов, домашних идолов. А идолов Бог сокрушает, то есть дети наши сокрушаемы, как идолы, ранними болезнями, ранними слабостями, своей никчемностью и никудышностью… Те, кто чрезмерно любит своих детей, превращают их в идолов, а идолы достойны сокрушения».
На эту смелую богословскую концепцию вынужден был отреагировать сам патриарх Кирилл — правда, без упоминания автора. Предстоятель РПЦ заявил, что если кто-то из священников говорит, что смерть ребенка — это расплата за грехи родителей, то «такого батюшку надо самого сразу запрещать в священнослужении». Однако же ни запрета, ни вообще каких-либо последствий для Ткачева не было. Во всяком случае, видимых следов опалы обнаружить не удается.
Зато очень много признаков высочайшей милости. Самый очевидный — слова патриарха: «Я с любовью принял его (Ткачева. — «МК») в Москве, с пониманием того, что он может вносить очень существенный вклад в укрепление веры, в том числе среди современной молодежи. И он очень хорошо трудится, с полной отдачей сил«. Для тех, кто не в курсе, поясним: до июня 2014 года Ткачев жил на Украине, не сойдясь во взглядах со священноначалием УПЦ и новыми украинскими властями.
Благоволение к неистовому протоиерею имеет и формально-иерархическое измерение: Андрей Ткачев — член Межсоборного присутствия РПЦ. Для справки: согласно положению о МСП, оно представляет собой «совещательный орган, содействующий высшей церковной власти… в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятель Русской Православной Церкви». Председатель МСП — сам патриарх.
Короче говоря, вопросы, которые возникают по поводу деятель Ткачева, вполне можно адресовать всей церкви: как и все сущее в этом мире, она в ответе за тех, кого «приручила». Впрочем, вопросы можно уже считать заданными. И высоким покровителям протоиерея следует, пожалуй, поторопиться с ответом. Того и гляди, вместе с прочими объектами свой «святой» ненависти, сильно смахивающей на одержимость, этот «соработник Бога» призовет «выхаркать» и Христа. А по большому счету такой призыв уже прозвучал.