Политолог оценил предложение Литвы по зерновому коридору: «Слабое утешение для Украины»
После выхода РФ из зерновой сделки Литва предложила Еврокомиссии транспортировать украинское зерно через балтийские порты. Насколько это реальная альтернатива черноморскому гуманитарному коридору, проанализировал политолог Александр Дудчак.
фото: Global Look Press
18 июля Россия вышла из зерновой сделки до выполнения обязательств перед российской стороной. Через неделю власти Литвы предложили использовать балтийские порты для продолжения транспортировки украинского зерна. По их расчетам, таким образом будет возможна транспортировка около 25 млн тонн зерна ежегодно. Однако доставка зерна Литве возможна только посредством использования сухопутных коридоров через Польшу. Согласится ли Польша на транспортировку такого объема через свои границы, учитывая введенный ими запрет на импорт украинского зерна? Возможен ли коллапс военных и гуманитарных поставок Украине из-за появления новых грузов в транспортной системе? На эти вопросы ответил политолог Александр Дудчак в беседе с «МК».
— Насколько возможен сценарий создания нового зернового гуманитарного коридора через балтийские порты?
— Через балтийские порты – запросто. Пусть тянут. Отличная идея. Можно поддержать. Пусть они загрузят железную дорогу, и там возникнут какие-нибудь пробки, как перед началом зерновой сделки в прошлом году. Может, это помешает графикам поставки вооружений из Европы на Украину.
— То есть могут возникнуть проблемы для ввоза гуманитарной и военной помощи Украине?
— Нас это волновать не должно. Но в прошлом году пробка из 11 тысяч контейнеров с украинским зерном якобы наблюдалась в районе Польши.
— Польша и другие страны Восточной Европы ввели запрет на импорт украинского зерна. Может ли это повлиять на реализацию литовского предложения?
— Это же транзит. Они переживали, что груз, который идет транзитом, где-то там теряется. Пусть теперь контролируют. В любом случае, фермеры восточноевропейских стран сейчас напряглись. Наверное, своими силами будут организовывать контроль за перемещением этих грузов, потому что для них это серьезная проблема. Восточноевропейские страны страдают от украинского демпинга, а западные страны вовсю заламывают руки и кричат, что цены на зерно растут из-за отсутствия зерновой сделки. Договорились бы уже о единой позиции.
— Подытоживая: предложение неплохое?
— Это, конечно, слабое утешение для Украины. В этом случае будут продолжать зарабатывать на украинском зерне посредники. Шустрее всего они будут заставлять Украину продавать зерно по демпинговым ценам. Беднейшим странам по демпинговым ценам ничего не достанется, они будут получать зерно уже по завышенным, как это сейчас происходит. Но, с другой стороны, хорошо, что отключается канал нелегальной поставки вооружений на Украину под видом зерновой сделки.