«Гиены и шакалы»: как Украина влияет на политику Польши
Польша с самого начала превратилась в деятельного участника украинского конфликта – отчасти ради своих геополитических амбиций, отчасти в силу традиционной для поляков русофобии. И на события на Украине неугомонная Варшава оказывает немалое воздействие. Но есть и обратная сторона медали: кризис в «Незалежной» накладывает отпечаток и на внутреннюю польскую ситуацию.
фото: pixabay.com
Мигранты, мигранты…
В середине октября в Польше пройдут выборы – и многие телодвижения польских политиков напрямую или косвенно связаны с ними.
Консервативная правящая партия Польши «Право и справедливость» (точнее было бы перевести, конечно, «Закон и справедливость», но польская аббревиатура PiS звучит в данном случае более подходяще) стремится представить себя сильной в вопросах национальной обороны, учитывая беспокойство на ее восточных границах. Польские власти приказали большему количеству солдат усилить охрану на белорусском участке границы и устроили большой военный парад, чтобы продемонстрировать новые танки и другую военную технику.
одной из главных тем в преддверии выборов стала проблема иммиграции, которая, как ни крути, тоже связана с украинским кризисом.
И правящая националистическая партия «Право и справедливость» , и более либеральная центристская оппозиция во главе с бывшим президентом Европейского совета Дональдом Туском выражают опасения по поводу иммигрантов-мусульман.
Возглавляемое националистами из PiS польское правительство выступило против соглашения ЕС о переселении мигрантов. Само собой, в большинстве других стран-членов ЕС, а также в Брюсселе по этому поводу разгорелось негодование. Но чувствующие себя «непризнанными гениями, которым все можно», польские политики явно не собираются слушаться указаний из «брюссельского обкома» (в конце концов, Варшаве хватает мнения Вашингтона).
лидер «ПиС» и фактический правитель страны Ярослав Качиньский призвал провести <span class="wp-tooltip" title="всенародный опрос голосование проводимое с целью выявления мнения граждан по наиболее важным вопросам жизни общества Р могут быть как местные проводимые в рамках отдельного региона города района микрорайона так и общенацион по вопросу о приеме мигрантов одновременно с выборами 15 октября.
“Мы на это не согласимся. Народ Польши также не согласен с этим”, — заявил Качиньский.
Как отмечает Politico, это попытка воспроизвести сценарий, который помог партии прийти к власти на выборах, состоявшихся на пике миграционного кризиса в ЕС в 2015 году. В то время Качиньский утверждал, что мигранты, прибывающие в Европу, переносят ”всевозможные паразиты и простейшие организмы». Он раскритиковал тогдашнее правительство, возглавляемое партией «Гражданская платформа» Туска, за то, что оно согласилось принять некоторых просителей убежища в соответствии с планом ЕС.
В рамках затеянного правящей партией референдума поляков спросят, хотят ли они сохранить пограничный забор с Беларусью, а также, желают ли они принимать просителей убежища и мигрантов в рамках соглашения с ЕС. В тексте подготовленного PiS голосования мигранты упоминаются как «тысячи нелегальных иммигрантов» из Африки и Ближнего Востока в соответствии с соглашением с ЕС, которое <span class="wp-tooltip" title="всенародный опрос голосование проводимое с целью выявления мнения граждан по наиболее важным вопросам жизни общества Р могут быть как местные проводимые в рамках отдельного региона города района микрорайона так и общенацион осуждает как "навязанное европейской <span class="wp-tooltip" title="бюрократией (энциклопедический словарь: Бюрократии свойственны тенденции к превращению в привилегированный слой независимый от большинства членов организации что сопровождается нарастанием формализма и произвола авторитариз".
Но в этом году «либерал» Туск тоже решил взять на вооружение антимигрантскую риторику националистов. Более того, он даже обвинил в потакании миграции своих оппонентов из «ПиС».
Туск заявлял, что Качиньский “готовит документ, который позволит еще большему количеству людей приехать из таких стран, как Саудовская Аравия, Индия, Исламская Республика Иран, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия и Исламская Республика Пакистан”. Далее он обвинил нынешнее правительство в том, что в прошлом году оно допустило в Польшу 130 тысяч человек из этих стран, что в 50 раз больше, чем когда партия Туска была у власти в 2015 году.
“Почему Качиньский делает козлом отпущения чужаков и иммигрантов, в то же время желая впустить сотни тысяч из них одновременно? Возможно, это потому, что он хочет внутреннего конфликта и того, чтобы польские граждане боялись, потому что именно тогда ему легче править”, — сказал Туск и заключил: «Поляки должны восстановить контроль над этой страной и ее границами».
Туск следует примеру других правоцентристских политиков в Европе, которые пытаются удовлетворить опасения населения по поводу увеличения миграции как способа конкурировать с соперниками-популистами, отмечает Politico.
В этой ситуации вспоминается старая добрая формула про взаимодейстивие жабы и гадюки, конечно. Однако еще несколько лет назад Польша была одной из самых однородных в этно-конфессиональном плане стран в Европе. Десять лет назад всего 0,3 процента жителей Речи Посполитой родились за границей. Подавляющее большинство составляли поляки и католики. Но все изменилось. Польша становится магнитом для мигрантов со всего мира. здесь также находится более миллиона украинских беженцев вдобавок к сотням тысяч граждан Украины, уже проживавших на польской земле до конфликта с Россией. По оценкам польского агентства социального обеспечения, в настоящее время около 6,5 процентов работающих в Польше являются иностранцами.
В 2021 году правительство выдало иностранным гражданам чуть более 500 тысяч рабочих виз — на 24 процента больше, чем в 2020 году, и в восемь раз больше, чем в 2015 году.
Поддержка Украины: польские националисты сбавляют обороты
Что в реальности думают поляки об Украине и ее гражданах, сказать трудно. С одной стороны, соцопросы показывают, что жители Польши по-прежнему готовы принимать беженцев из соседней страны. А с другой, симптоматично, что правящая партия «Право и справедливость» в преддверии национальных выборов смягчает свою риторическую поддержку Украины, отмечает издание The European Conservative.
Правящая в Польше партия, лидеры которой неоднократно посещали Киев, чтобы поддержать украинские военные усилия против ненавистной лимитрофному государству России, в последнее время также занимает более конфронтационную позицию по отношению к Украине, поскольку крайне правая политическая группа, которая критически относится к оказанию помощи Украине, набирает популярность в опросах общественного мнения.
Соцопросы показывают, что «Право и справедливость», которая правит Польшей с 2015 года, остается самой популярной партией, но, скорее всего, не получит абсолютного большинства в парламенте. Ее главным соперником является либерально-центристский блок «Гражданская коалиция», возглавляемый Дональдом Туском, бывшим премьер-министром Польши и бывшим президентом Европейского совета. Поддержка партии Туска выросла за последние месяцы, но в основном за счет других оппозиционных партий.
И тут польским националистам, желающим удержать <span class="wp-tooltip" title="социальное взаимодействие отношение между индивидами или группами отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или труппу изменяя их поведение в соответ, приходится надеяться на альянс с еще более жесткими националистами, которым не по душе заигрыванье с сидящими в Киеве националистами украинскими.
Согласно просочившимся сообщениям, полученным польской прессой, функционеры PiS сейчас инструктируют своих представителей снижать общественную поддержку Украины, потому что “социальные эмоции</sp изменились”. Более того, «писовские» руководители даже впервые разрешили однопартийцам публично критиковать украинское правительство.
Смена позиции PiS, вероятно, мотивирована внезапным ростом популярности на выборах правой популистской партии «Конфедерация«, которая занимает критическую позицию в отношении неизменной поддержки Варшавой Украины и стала третьей по популярности партией в стране, набрав 14% голосов.
Представители правящей в Польше партии опасаются, что всплеск успеха «Конфедерации», который в первую очередь пользуется поддержкой молодых и сельских избирателей, может бросить вызов их давнему доминированию среди польских правых, да еще в ту самую ответственную минуту, когда «Право и справедливость» сталкивается с вызовами как со стороны Европейской комиссии, так и либеральной оппозиции в избирательной борьбе.
Депутат от «ПиС» Радослав Фогель недавно признался прессе, что в то время как отношения между Украиной и Польшей переживают турбулентность, «Конфедерация«, вероятно, предпочла бы подражать венгерскому премьеру Виктору Орбану в отношении конфликта на Украине и добиваться разрядки с Москвой.
Первоначально основанная как избирательный альянс для европейских выборов 2019 года, прежде чем стать официальной политической партией, «Конфедерация» сделала себе имя, критикуя «ПиС» за внешнюю политику и за слабость в вопросах иммиграции. Эта негативная реакция вынудила «писовцев» отказаться от планов либерализации визового режима Польши со странами Глобального Юга.
Экономические последствия избытка украинского зерна, создающего, мягко говоря, головную боль для польских фермеров, а также долгосрочная логистика интеграции Украины в ЕС также потенциально влияют на решение находящихся у власти польских националистов санкционировать более скептическую позицию в отношении конфликта в соседней стране.
Не так давно польский министр сельского хозяйства Роберт Телус обвинил Европейский союз в желании использовать импорт украинского зерна для “дестабилизации” Польши в преддверии октябрьских парламентских выборов. По его словам, нежелание Брюсселя продлевать запрет на такой импорт “является чисто политическим решением”.
Тут, как говорится, дружба дружбой, а табачок врозь. “Для нас самое главное — это наши интересы, интересы поляков, интересы польского сельского хозяйства”, – настаивает министр Телус. В мае Польша ввела односторонний запрет на импорт и транзит украинского зерна после протестов польского крестьянства, которому не нравится, что сельскохозяйственная продукция с «братской» Украины снижает цены на рынке. Вскоре после этого была достигнута договоренность с Еврокомиссией о запрете импорта украинского зерна в пять восточных государств-членов ЕС, но с сохранением транзита через них. Польша, Болгария, Венгрия, Словакия и Румыния недавно совместно призвали ЕС продлить запрет на импорт украинского зерна. Срок действия этого соглашения истекает 15 сентября, и пятерка восточноевропейских стран призывает к его продлению. Однако Украина настаивает на отмене запрета и даже раскритиковала “недружественную и популистскую” позицию Польши.
«Если они этого не сделают, мы сделаем это сами», — предупредил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, несмотря на то, что Брюссель обладает исключительной компетенцией в области торговой политики.
А еще не так давно польское правительство приняло спорный закон</span о влиянии России, который некоторые назвали тонким способом дискредитации оппозиционных партий и групп. И это тоже стало камнем преткновения раздухарившихся поляков с ЕС (и даже с самими США!). Согласно этому закону, лица, признанные виновными, могли быть лишены на 10 лет права занимать государственные должности, связанные с государственными финансами и секретной информацией.
Критики утверждали, что мера, введенная всего за несколько месяцев до парламентских выборов, будет использована против лидера оппозиции Дональда Туска. Дело дошло до того, что этот документ окрестили “Lex Tusk”, или «Законом Туска», из-за его предполагаемой мишени. Тут даже «брюссельский обком» не выдержал подобной наглости поляков. После принятия закона Европейский союз подал судебный иск против Польши, хуже того, сеньор Варшавы – Соединенные Штаты – выразил обеспокоенность тем, что закон</span “может быть использован для блокирования кандидатур оппозиционных политиков без надлежащей правовой процедуры”. Под напором более весомых держав гордым полякам пришлось пойти на некоторую корректировку. Согласно пересмотренному законодательству, лицу, которое «находится под российским влиянием», не будет запрещено занимать государственные должности. Вместо этого будет выпускаться заявление о том, что «данное лицо поддалось российскому влиянию и ему нельзя гарантировать надлежащую работу в интересах общества».
«Страны, подобные гиенам и шакалам»
Как пишет издание Visegrad Insight, парламентские выборы в Польше (а также в Словакии) этой осенью угрожают ослабить проукраинское единство членов Евросоюза и усложнить путь Киева к членству в блоке. Если националистическая повестка дня восторжествует, “лучшие друзья Украины навеки”, вероятно, потребуют новых двусторонних уступок, которые охладят амбиции Киева по вступлению в ЕС.
«Вместо того чтобы придерживаться своего широко разрекламированного видения “польско-украинского содружества”, которое могло бы сыграть решающую роль в Европе в этом столетии, правящая партия Польши «Право и справедливость» (PiS) потворствует националистическому электорату, выдвигая старые исторические обиды, а также экономические интересы в качестве руководящих принципов. принципы своей политики по отношению к Киеву», – отмечает Visegrad Insight.
Разворот от позиции самого ярого сторонника Украины совпал с опросами, показывающими, что правящей в Польши партии, возможно, будет трудно одержать полную победу на парламентских выборах 15 октября, отчасти потому, что PiS теряет сельский и националистический электорат, который склоняется к крайне правым националистам, которые осуждают “украинизацию Польши”.
Польша с населением в 36 миллионов человек приняла более шести миллионов беженцев, которые пересекли границу, и продолжает принимать более миллиона украинских беженцев, в первую очередь женщин и детей. С февраля 2022 года польское правительство передало Украине до 40 процентов своего вооружения, что стало решающим фактором в укреплении обороноспособности Киева в первые месяцы конфликта против России.
До февраля этого года польское правительство было одним из самых ярых сторонников скорейшего вступления Украины в ЕС и НАТО. Президенты Анджей Дуда и Владимир Зеленский демонстрируют дружбу при любом удобном случае. “Вы всегда можете рассчитывать на Польшу”, — заверял Дуда Зеленского во время визита киевского коллеги в Варшаву в апреле. Однако, признает Visegrad Insight, этот момент стал высшей точкой в их отношениях. Почти в тот же день Варшава начала открыто жаловаться на транзит украинского зерна в Польшу, и с тех пор дела шли от плохого к худшему с поразительной скоростью.
Все началось с экспорта украинского зерна, который способствовал перенасыщению польского рынка и разозлил здешних фермеров, а там подоспел и на отказ Украины принести извинения за массовые убийства тысяч поляков украинскими националистами во время Второй мировой войны.
У панов взыграло ретивое, и польские министры и их союзники в средствах массовой информации начали публично рассуждать об украинской “неблагодарности”, в то время как в Киеве правительственные чиновники выразили тревогу по поводу того, что Варшава прибегает к шантажу из-за старых счетов, в то время как Украина борется за свое выживание.
Так, советник президента Польши Анджея Дуды по внешней политике Марцин Пшидач заявил, что в Киеве должны “начать ценить ту роль, которую Польша сыграла для Украины в последние месяцы и годы”. Разобидевшийся украинский премьер Денис Шмыгаль назвал действия поляков “недружественными и популистскими”.
Отношения с Киевом на данный момент “не самые лучшие”, заявил польскому радио заместитель министра иностранных дел Польши Павел Яблонский. Украина “не должна нападать на своих союзников”, добавил варшавский дипломат.
слово за слово, но в течение полугода две страны перешли от публичных проявлений братства перед лицом общего врага – читай России – к взаимным вызовам «на ковер» послов для выговора соответствующими министерствами иностранных дел.
Вместо проявлений поддержки скорейшего вступления Киева в ЕС польские официальные лица начали выступать с предупреждениями о том, что без надлежащих извинений за массовые убийства на Волыни Польша может наложить вето на членство Украины в ЕС.
«Есть страны, сильные, как львы, есть страны, хитрые, как лисы, и есть страны, подобные гиенам и шакалам, — заявил в телешоу Яцек Чапутович, отставной министр иностранных дел в правительстве PiS в 2018-2020 годах. – И мы проводим политику гиен и шакалов».
Не слишком дипломатичная вспышка пытавшегося заступиться за Киев Чапутовича, направленная против его собственной страны, шокировала польское правительство, которое обвинило его в “предательстве”, отмечает Visegrad Insight.
Не знаем, как там насчет гиен и шакалов, но опять же, почему-то в данной польско-украинской ситуации вспоминается сентенция про жабу и гадюку. Или приходит на ум классика. Типа: «Чума на оба ваших дома!»
Неудобная правда, констатирует Visegrad Insight, заключается в том, что зерновой вопрос и исторические обиды находят сильный отклик среди националистически настроенных польских избирателей, стимулируя поддержку крайне правой партии «Конфедерации», которая может сыграть роль той силы, от который после выборов будут зависеть контуры будущего правительства Польши. Ведь «ПиС» может быть вынуждена вступить в союз с крайне правыми, чтобы остаться у власти, что почти наверняка будет означать более жесткий тон по отношению к Украине.
Но краткосрочные предвыборные соображения — не единственная причина, по которой «Право и справедливость» так легко подрывает свой международный имидж верного союзника Украины — есть фундаментальные причины, по которым отношения с Киевом неизбежно ухудшатся, если партия продолжит править, подчеркивает Visegrad Insight, поясняя, что «это будет возвращение к прежней форме». Ведь до начала российской специальной военной лидер «ПиС» Ярослав Качиньский и некоторые ведущие деятели партии не доверяли Украине, воспринимая ее как потенциального конкурента за региональное влияние, иностранные Инвестиции и, в конечном счете, фонды ЕС.
Мазохистски пестуемые Варшавой исторические обиды на всех и на вся сформировали основную ущербную философию правящей партии, которая сводит все сложности к черно-белому видению Польши как «праведной и несчастной жертвы своих злых соседей» – от все той же Украины до Германии, Литвы и, конечно же, России. И то сказать: антинемецкие настроения широко распространены в предвыборной риторике польских мейнстримных националистов.
Массированная поддержка Варшавой Украины после начала российской специальной военной операции была в какой-то степени конъюнктурной, пишет Visegrad Insight. На международном уровне Варшава увидела возможность вырваться из в значительной степени добровольно навязанной политической изоляции и поменяться ролями с Францией и Германией, поскольку обе страны столкнулись с негативной реакцией из-за их прежней политики «умиротворения» Россииж
Парадокс, который застал многих врасплох, заключается в том, что в условиях, когда Франция и Германия больше не идут по пути умиротворения, а на Западе растет поддержка вступления Киева в ЕС, Польша и некоторые другие страны Центральной и Восточной Европы, возможно, движутся в противоположном направлении.
И вот теперь Польшу, которая мнит себя «защитницей европейских ценностей» перед лицом «немытой России», рассматривают как «подрывную силу» в делах ЕС, ставящую под сомнение сами принципы, на которых был основан Европейский союз. Кто бы сомневался…