О пользе труда для воспитания человека много говорили не только большевики, но и депутаты. А теперь еще и в школах будут уделять время трудовому воспитанию: дети начнут убираться в классах, приводить в порядок пришкольную территорию, готовить декорации к школьным спектаклям… Возможно, возвращение «трудов» такими, какими мы их помним, с борщами и табуретками, тоже не за горами.
Когда-то каждый мальчик мог худо-бедно прибить к стенке полочку, а каждая девочка умела держать в руках поварешку и иголку. Затем появились компьютеры, школьная программа усложнилась, зато возникли сервисы по доставке любых товаров в любой уголок страны. А еще многочисленные «мужья на час», клининг и конторы по доставке готовой еды. Бытовое обслуживание стало как никогда легким и ненапряжным.
Может, поэтому из жизни детей разных возрастов, занятых по макушку уроками и вообще школьной программой, как бы сама собой выпала обязательная прежде функция — помощь маме и папе по хозяйству. Вот и получается, что трудовое воспитание в школе это хорошо, хотя пока неясно, как оно будет на практике. А дома тоже ребенка чему-то нужно научить, хотя бы минимально. Или все-таки спешить не стоит, успеется?..
О том, надо ли учить ребенка навыкам бытового самообслуживания и другому «трудовому воспитанию» дома и как это лучше делать, «МК» поговорил с системным и семейным психологом Екатериной Шабельской.
— Раньше помогать родителям в быту было нормой жизни. сейчас во многих семьях детей не заставляют делать это. Надо ли приобщать ребенка к быту, если он против?
— Заботливые родители прежде всего хотят, чтобы их дети хорошо учились, посещали различные кружки, развивались интеллектуально и творчески. Чтобы ребенок сосредоточился на учебе, отец и мать часто освобождают его от домашних обязанностей. И зря. Ведь участие в повседневных делах семьи помогает детям повзрослеть, стать самостоятельными, организованными и ответственными.
Семья — это целостная система, в которой ребенок занимает определенное место. Как и у остальных, у него есть не только права, но и обязанности. Если мальчики и девочки регулярно помогают старшим по хозяйству, у них формируется правильный подход к труду, который пригодится в разных жизненных ситуациях. Порой родители излишне опекают детей, стараются не отягощать их домашними хлопотами. Но следует помнить, что одна из важнейших родительских обязанностей — подготовить ребенка ко взрослой жизни, привить ему необходимые навыки самообслуживания. В противном случае выросший ребенок будет ощущать себя неуверенным и беспомощным в быту.
Конечно, дети редко бывают в восторге от хозяйственных поручений, ведь играть в компьютерные игры или гулять с друзьями гораздо приятнее. Они могут выражать недовольство, ворчать или делать работу спустя рукава. задача взрослых — настоять на своих требованиях и добиться их выполнения. При этом нужно, чтобы мама и папа лично показывали пример: организовывали домашние дела и активно вовлекали в них маленького помощника. Участие в совместной деятель не только вырабатывает полезные навыки, но и дает ребенку чувство собственной значимости и ценности.
— Есть ли с точки зрения психологии какие-либо возрастные нормы для овладения бытовыми навыками? Что должны уметь дошкольники, учащиеся младших, средних и старших классов?
— Трехлетнего малыша уже можно и нужно привлекать к простым делам, чему как раз благоприятствует возрастной кризис раннего детства «я сам». С трех лет ребенок способен одеваться и раздеваться, чистить зубы и умываться, помогать родителям убирать разбросанные игрушки и накрывать на стол. Поскольку у малыша еще недостаточно сформирована волевая сфера, вышеперечисленные задачи выполняются с помощью взрослого. В 5–6 лет дошкольник самостоятельно справляется со следующими задачами:
простейшая уборка (вытереть пыль с доступных поверхностей, убрать со стола, разложить игрушки);
гигиенические процедуры (почистить зубы, умыться и причесаться);
кормление домашних питомцев.
Младшим школьникам можно доверить такие дела, как:
приготовление простых блюд (бутербродов, яичницы);
мытье и уборка посуды в шкаф;
освоение базовых приемов шитья;
выполнение простых садоводческих работ (полив растений, прополка грядок);
подметание полов и вынос мусора.
Учащимся средней школы под силу более сложные задачи:
покупка продуктов;
смена постельного белья;
стирка и глажка одежды;
приготовление блюд с использованием духовки;
присмотр за младшими сестрами и братьями.
В старшем школьном возрасте юноши и девушки осваивают дополнительные умения:
уход за бытовой техникой (смена мешка в пылесосе, мытье духовки);
заготовка продуктов впрок (консервирование, полуфабрикаты);
мелкий ремонт (смена лампочки, поклейка обоев);
приготовление блюд по рецептам.
— Честно говоря, сейчас и многие взрослые не заморачиваются готовкой, предпочитая заказ еды или полуфабрикаты.
— В эпоху технического прогресса некоторые умения могут показаться ребенку и родителям необязательными. Зачем тратить время на кулинарию, когда можно заказать готовую еду, или зачем учиться шить, если поблизости находится швейное ателье? Необходимо донести до ребенка, что ситуации в жизни бывают разные — чтобы чувствовать себя уверенно и независимо, нужно быть готовым к самостоятельному ведению быта.
— Если ребенок полностью погружен в учебу, спорт, творчество и у него физически нет времени на «трудовое воспитание» дома — как быть? Может, потом дети сами всему научатся?
— Для полноценного развития ребенка важен баланс между физической и интеллектуальной составляющими. Если школьник много времени проводит за учебниками, а отдыхает, «зависая» в Интернете, его настигает переутомление. Чтобы снизить нагрузку на глаза и <span class="wp-tooltip" title="центральный отдел нервной системы животных, необходимо чередовать умственную деятельность с физической активностью. Домашние дела придутся как нельзя кстати — занимаясь уборкой или поливая цветы в саду, ребенок отвлечется, восстановит концентрацию внимания, а потом с новыми силами приступит к решению математической задачи.
Если подросток посещает спортивную школу, где ему хватает физических нагрузок, это не означает, что родители должны полностью освободить его от домашнего труда. Главная Ценность спорта заключается в том, что он закаляет характер, учит преодолевать лень, быть дисциплинированным, волевым. Это распространяется не только на занятия в спортзале, но и на остальные сферы жизни ребенка. Всегда можно выделить двадцать минут, чтобы помочь взрослым по хозяйству — вынести мусор, погулять с собакой, протереть пыль или сходить за покупками.
Когда учеба и спортивные соревнования конкурируют с домашними обязанностями и родители делают выбор в пользу первого, они дают ребенку следующую установку: высокие оценки и личные достижения важнее, чем забота о близких. Это может оказать негативное влияние на формирование личности школьника. Повзрослев, молодые люди могут самостоятельно освоить кулинарные, швейные и другие бытовые навыки, если «жизнь заставит». Но именно детские годы являются сенситивным периодом для трудового воспитания — присущие ребятам подвижность, познавательная активность и готовность к действию способствуют их привлечению к труду.
— Часто можно услышать, что мужчины старшего поколения по умолчанию скидывают домашние хлопоты на жену. Как научить мальчика вести быт, особенно если дома есть старшие родственники, критично настроенные к равному распределению ролей?
— Да, в некоторых семьях считается, что к хозяйственным хлопотам надо приучать девочек, а мальчики обойдутся без навыков домоводства. Проходят годы, и из таких ребят вырастают беспомощные в бытовом плане мужчины. Учитывая текущую тенденцию к равному распределению ролей, семейная жизнь может стать для них нелегким испытанием. Чтобы повзрослевшие мальчики умели обеспечивать свой быт, их нужно с малолетства привлекать к домашнему хозяйству наравне с девочками. Обычно в раннем возрасте малыши с энтузиазмом берутся за любое дело — они охотно помогают маме готовить, мыть посуду и подметать полы. На этом этапе важно не допустить обесценивания хозяйственного труда, разделяя дела на непрестижные «женские» и уважаемые «мужские». Следует поощрять Интерес ребенка к разным видам деятель, отмечая его инициативу и успехи.
Необходимое условие приучения мальчика к труду — системный подход и целеустремленность со стороны обоих родителей. Огромную роль в трудовом воспитании играет <span class="wp-tooltip" title="Целеориентированная активность животного организма служащая для осуществления контакта с окружающим миром В основе поведения лежат потребности животного организма над которыми надстраиваются исполнительные действия служащие отца: когда мужчина помогает своей жене в быту, он показывает сыну положительный пример. Если же отец семейства лежит на диване и смотрит телевизор, когда мать хлопочет на кухне и занимается уборкой, мальчик с большой вероятностью переймет его манеры.
— Должно ли быть вообще гендерное разделение в обучении домашним премудростям, если в семье есть и мальчик, и девочка? Как быть родителям, если мальчик захочет печь торты, а девочка — мастерить мебель?
— Долгое время кулинария и уборка считались женскими обязанностями, а ремонтные работы и обеспечение семьи деньгами — мужскими. В современном мире такой стереотипный подход изживает себя. В семьях с разнополыми детьми родителям не следует акцентировать внимание сына и дочки на гендерном разделении труда. И мальчики, и девочки должны в равной степени хорошо владеть бытовыми навыками: регулярно делать уборку, готовить пищу, мыть посуду, стирать одежду. То же самое можно сказать об обучении мальчиков и девочек азам шитья, мелкого ремонта и финансовой грамотности. Если же у ребенка есть любимое домашнее дело, взрослым стоит за него порадоваться, а не ограничивать его интересы гендерными рамками. Если мальчика привлекает кондитерское мастерство — кто знает, может его увлечение когда-нибудь станет профессией? Это касается и девочки, которой понравилось увлекательное и творческое столярное ремесло.
— Если ребенок хочет заниматься дома чем-то одним, например, только готовить или только раскладывать тарелки в посудомойке, и наотрез отказывается от других домашних дел, стоит ли его заставлять?
— Всегда найдутся те дела, которым ребенок будет отдавать предпочтение, и те работы, которых он будет избегать. Если сын или дочь уже освоили базовые навыки ведения хозяйства, можно при распределении обязанностей поручить им «любимые» виды труда — но с условием, что они будут выполнять работу качественно и без напоминаний. При принятии решения следует учитывать уровень подготовки детей, специфику предпочитаемой деятель, индивидуальные особенности и потребности членов семьи.
— Если все-таки необходимо делегировать подросшему ребенку какую-то часть домашних дел (из-за здоровья, например), как это сделать правильно? Как объяснить ему необходимость этого и не поссориться?
— Конечно, маленьких детей приучить к ведению домашнего хозяйства гораздо проще. Чем раньше родители станут привлекать сыновей и дочерей к труду, тем меньше шансов услышать от них в подростковом возрасте: «Не хочу и не буду этого делать!»
В беседе с подростком важно помнить, что у родителя есть Право и обязанность просить своего ребенка о помощи в домашних делах. Не следует вдаваться в долгие объяснения и заверять, что вы знаете, как это ему не нравится, но сделать все равно надо. В таком случае у ребенка может возникнуть ощущение, что вы просите его об одолжении и оправдываетесь. Это подорвет ваш родительский Авторитет. Постарайтесь избегать крайностей — это касается как заискивающего тона, так и чрезмерно жесткой манеры разговора, которая вызывает протест у подростка. Излагайте свою позицию спокойно и уверенно, не ассоциируя работу по дому с чем-то неприятным — говорите о ней в позитивном или нейтральном ключе.
— Летняя пора — сезон поездок на дачу. Многие взрослые не любят дачу потому, что в детстве их заставляли там работать: копать, полоть, собирать урожай. Как избежать ошибок наших бабушек и все-таки привить любовь к земле?
— Если ребенок с раннего возраста проводит время на даче, она становится частью его мира. Сначала папа и мама знакомят малыша с окружающей природой — обращают его внимание на распустившиеся бутоны, свежие побеги, необычных насекомых и забавных птичек. Потом родители показывают, как приятно и увлекательно трудиться на даче: обрабатывать землю, делать красивые грядки и разноцветные клумбы, сажать кустики томатов или обустраивать опоры для огуречных «лиан».
Заинтересовавшись, ребенок захочет помочь родителям — самое время предложить ему полить цветы, посадить семена петрушки или выдернуть сорную траву, мешающую молодым всходам. Обязательно похвалите маленького садовода, чтобы он видел, каким важным и полезным делом занимается. По мере взросления, можно доверять детям более интересные дела, требующие внимательности и ответственности. главное, чтобы сами родители получали удовольствие от садово-огородных работ — тогда им будет легче привить своим сыновьям и дочерям любовь к земле.
Выяснились подробности пожара на штрафстоянке в подмосковных Мытищах, где в понедельник выгорели 12 машин. Предварительно,…
Новое исследование предполагает, что татуировки могут быть фактором риска развития рака лимфатической системы. Однако исследователи…
Знаменитый сериал «Секс в большом городе» превратил дружбу жительниц мегаполиса в сюжет, который еще долго…
одной из главных проблем российской экономики на данном этапе является ее перегрев. Об этом вот…
Действующий президент Литвы Науседа одерживает убедительную победу на переизбрании, вызванную эксплуатацией страхов лимитрофной страным перед…
Выяснилась причина суицида выпускника девятого класса одной из подмосковных школ в ночь на 25 мая.…
This website uses cookies.