Изучение древних рун помогло прояснить роль таинственной королевы викингов Тиры
Найденное на скандинавских рунических камнях имя помогло раскрыть таинственную королеву, которая сыграла огромную роль в истории викингов.
фото: NATIONAL MUSEUM OF DENMARK
Более 1000 лет назад резчики на территории нынешней Дании вонзали свои резцы в скалу, чтобы выгравировать рунические камни — памятники вождям викингов, в которых перечислялись их деяния и достижения. Две группы рунических камней упоминают женщину по имени Тира. И как сообщает CNN, новый анализ резьбы предполагает, что руны на обоих наборах камней были начертаны одним и тем же мастером и относятся к одной и той же женщине: королеве викингов, обладавшей значительной властью.
Исследователи из Дании и Швеции использовали 3D-сканирование для анализа резьбы на рунических камнях, обнаружив характерные признаки, указывающие на индивидуальный стиль человека, который их вырезал. Повторное упоминание резчиком имени Тиры — редкое явление для женщин эпохи викингов — наводит на мысль, что Тира была могущественной правительницей, которая, вероятно, сыграла ключевую роль в рождении Датского королевства, сообщили ученые на днях в журнале Antiquity.
“Узнать больше о резчике рун и тех, кто назван на камне, очень интересно, — сказала доктор Кэтрин Кросс, преподаватель Йоркского университета Сент-Джона в Великобритании, которая занимается исследованиями и преподает историю раннего Средневековья Северной Европы. – Мы сможем понять источники раннего Средневековья только после того, как сможем подумать о том, кто их создал и почему”.
один набор рун был взят с пары памятников, известных как Еллингские камни, воздвигнутых в городе Еллинг около 965 года. По данным Национального музея Дании в Копенгагене, более крупный еллингский камень часто называют “датским свидетельством о рождении”, поскольку это первый памятник, дающий название стране, когда ее народ обратился в Христианство.
Оба еллингских рунических камня также назвали королевскую фигуру: королеву Тиру, мать правившего тогда короля Харальда Синезубого. Камень поменьше был воздвигнут в ее честь ее мужем (и отцом Харальда) королем Гормом, называя ее “силой/спасением Дании” (или “украшением Дании”, в зависимости от перевода, отметили исследователи в исследовании). Харальд заказал камень побольше, чтобы почтить обоих своих царственных родителей.
В другом наборе из четырех памятников эпохи викингов, известных под общим названием «группа Бекке-Леборг», на двух рунических камнях упоминается женщина по имени Тира. Эти камни связаны с резчиком по имени Равнунге-Тью, но эксперты разошлись во мнениях относительно того, была ли Тира матерью Харальда, сказала ведущий автор исследования доктор Лисбет Имер, куратор и старший научный сотрудник Национального музея Дании, специализирующийся на изучении рун и древних надписей.
До нового расследования было неизвестно, кто вырезал еллингские камни. Подтверждение того, что их резчиком был Равнунге-Тью, укрепило бы связь между руническими камнями Еллинга и Бекке-Леборга, рассказала доктор Имер CNN.
“Тогда гораздо разумнее предположить, что на самом деле это была та же самая Тира”, — сказала она.
Некоторые детали на древних рунических камнях, указывающие на индивидуальный стиль резчика, видны наметанному глазу эксперта, такие как язык или основная форма рун. По словам Лисбет Имер, другие детали обнаружить сложнее.
“Чего вы не можете увидеть невооруженным глазом, так это технику резьбы”, — сказала она.
Чтобы поближе рассмотреть резьбу, исследователи отсканировали камни и создали цифровые 3D-модели, затем измерили бороздки рун с помощью программного инструмента, который учитывал такие переменные, как угол, глубина и ритм резания. вместе эти переменные могут создать уникальный профиль для резчика.
“Каждый резчик рун развивает свои собственные двигательные навыки и держит инструменты под определенным углом, наносит удары с определенной силой, — сказал Имер. — Двигательный навык индивидуален, и другие люди не могут его скопировать”.
Когда исследователи сравнили руны из Еллинга 2 (более крупного из двух камней Еллинга) и леборгского камня из группы Бекке-Леборг, они обнаружили поразительное сходство, такое как высота рун, прямолинейность основных стержней, а также длина и расположение рунических ветвей.
“В надписях Леборга и Еллинга вы можете проследить ритм резания Равнунге-Тю в виде одного глубокого удара долотом, за которым следуют два не очень глубоких: ДАК, дак-дак, ДАК, дак-дак”, — рассказывает доктор Имер. – Это почти как слышать сердцебиение человека, который жил так давно”.
В последние годы археологи пересмотрели прежние интерпретации погребений воинов-викингов как исключительно мужских, обнаружив, что женщины-викинги тоже были воинами. Новые находки дополняют картину влиятельных женщин-викингов, занимавших видные роли в управлении государством, а также на поле боя.
“Это исследование показывает, как женщины эпохи викингов обладали властью с помощью политического авторитета и покровительства, а не только насилия”, — говорит Кэтрин Кросс.
Более того, тот факт, что Тира упоминается на четырех рунических камнях, убедительно свидетельствует о ее важности, добавила Лисбет Имер. Менее чем в 10 рунических памятниках Дании дохристианской эпохи вообще упоминаются женщины, и четыре из них посвящены королеве Тире.
“Рунические камни в Дании в основном воздвигались в честь мужчин, но Тира увековечена на большем количестве рунических камней, чем любой другой человек в Дании эпохи викингов, — отмечает доктор Имер. – Она, должно быть, обладала чрезвычайной властью и положением в обществе”.