Профессор Зубец оценил шансы на индексацию выплат работающим пенсионерам: «Нет никаких»
С 1 января будущего года средняя пенсия по старости будет проиндексирована на 7,5 % и составит «живыми деньгами» 23449 рублей. Однако этой суммы не увидят работающие пенсионеры. Им, как и в предыдущие годы, отказано в индексации. Но баталии на эту тему продолжаются и в правительстве, и в парламенте.
фото: freepik.com
По словам депутата Светланы Бессараб, члена комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Госдумы, для пожилых трудящихся еще не все потеряно, консультации с правительством по индексации им, все-таки, продолжаются. Эта депутатская настойчивость никак не позволяет обществу забыть, что когда-то (до 2016 года) пенсии повышались всем – и работающим, и неработающим.
Глава этого же комитета Ярослав Нилов заверяет, что парламентарии не успокоятся и дальше будут бороться за то, чтобы <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы полностью выполняло свои обязательства перед работниками-пенсионерами. Если не перед всеми сразу, то хотя бы по частям, то есть, по отдельным категориям. А начать можно, например, с бюджетников или спецов оборонно-промышленного комплекса.
«Почтовые ящики», как раньше называли предприятия этой отрасли, ныне испытывают большие проблемы с кадрами, особенно опытными и профессиональными. Но увольняются именно они. Чтобы остановить этот процесс, в виде исключения из правил, группа депутатов ходатайствует перед правительством восстановить индексацию таким специалистам.
Но пока, увы, негативная позиция кабмина по данному вопросу не меняется. Глава Минфина Антон Силуанов выступает категорически против даже выборочной индексации отдельным категориям работающих пенсионеров. Что касается самого пенсионного обеспечения, то, по его мнению, оно вполне достойное. У россиян, считает министр, есть три причины, чтобы не работать на заслуженном отдыхе: регулярная индексация пенсий, желание ухаживать за внуками, ну, и состояние здоровья.
Не так давно правительство завернуло на «серьезную доработку» законопроект по индексации пенсий работающим инвалидам. Их в нашей стране не так уж и много, однако и на них не нашлось денег в казне. Что уж там говорить про перерасчет работающим, которых в России около 8 миллионов!
Получается, что громогласные заявления чиновников о том, что работающие пенсионеры – это наш золотой фонд, что именно они своим опытом и знаниями выручают экономику в сегодняшних условиях, являются просто сотрясением воздуха. Ведь понятно, что если бы в 2016 году индексацию этой категории не отменили, то на рынке труда не было бы дефицита, а, возможно, была бы еще и <span class="wp-tooltip" title="состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала рынки сбыта и источники сырья когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность друг друга односторонне влиять на общ среди соискателей.
По статистике, только в 2016 году трудовую вахту оставили 5,3 миллиона пенсионеров – решили ждать индексации от государства. И каждый год ряды работающих редеют – от 200 до 400 тысяч человек. Что лучше: зарплата к пенсии или спокойная жизнь на пенсионе в ожидании ежегодной индексации? Все большее количество пожилых предпочитает именно второй вариант…
— Шансов на индексацию выплат работающим пенсионерам нет никаких, — считает доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. – Эта задача и не является приоритетной для правительства. Если пенсионер продолжает работать, то он по определению не может получать зарплату меньше МРОТ. А этот показатель со следующего года будет составлять 19 тысяч рублей. То есть, по логике правительства, у него уже имеется значительная прибавка к пенсии. А сэкономленные ресурсы лучше потратить на нуждающихся стариков, у которых нет иных источников дохода, кроме пенсии и которым больше неоткуда ждать поддержки.
— Работающих пенсионеров в четыре раза меньше, чем неработающих. Если нашли миллиарды рублей на индексацию неработающим, наверное, можно изыскать средства и для работающих?
— Таких у нас по официальной статистике порядка 8 миллионов человек, но на самом деле их больше. По нашим подсчетам, еще пару миллионов работает по «серой схеме», без оформления – чтобы не терять индексации. На повышение выплат такому количеству бюджет, который сейчас у нас дефицитный, конечно, не пойдет. Периодические инициативы депутатов, вносящих соответствующие законопроекты, на мой взгляд, это чистый пиар. желание напомнить, заявить о себе.
— А что в нашей экономике должно произойти, чтобы денег ни индексацию хватило всем?
— Производительность труда в России должна вырасти в два раза. Или, хотя бы, в 1,5. Но она у нас увеличивается очень медленно, при сегодняшнем уровне развития примерно на 2% в год. Вот, считайте, чтобы производительность труда выросла даже в 1,5 раза, нам потребуется лет 25-30.